Если сейчас можно сбыть через Интернет несертифицированный товар, как из-под полы, то в дальнейшем этот номер не пройдет. Администрация практически любого сайта может попасть под действие закона о незаконной предпринимательской деятельности или торговле.
Сегодня же многие недобросовестные предприниматели готовы выставить объявление о продаже товара, не проверив его подлинность или качество. Привлечь их к ответственности за это практически невозможно.
Дело в том, что агрегаторы, которые за деньги выступают "доской объявлений" по продаже услуг или товаров, не подпадают под действие российских законов. Такие информационные посредники даже не имеют четкого юридического определения, говорят эксперты.
"В новой версии законопроекта Роспотребнадзором закреплена обязанность товарных агрегаторов размещать полный объем информации о продавцах и предлагаемых ими товарах: наименование юридического лица, фактический адрес местонахождения реального продавца, цена и основные характеристики товара, срок службы, - пояснил "РГ" исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. - Кроме того, еще одной важной особенностью является необходимость предоставления потребителю информации об имеющихся сертификатах на товар или деклараций о соответствии обязательным требованиям технических регламентов".
Таким образом, если товарные агрегаторы будут запрашивать всю эту информацию у продавцов, то предложения сомнительного происхождения просто не будут попадать на их витрины, уверен эксперт.
Законопроект сейчас проходит общественное обсуждение. "Если будет принята именно эта версия, она позволит наказывать не только продавцов, но и агентов и даже просто распространителей рекламы. Позволит ли это убрать с рынка мошенников? Не уверен", - отметил глава кластера "Электронная коммерция" Российской ассоциации электронных коммуникаций Кургузов.
Как и многие другие пользователи, эксперт надеется, что в окончательной редакции будет единый подход к регулированию деятельности не только российских, но и иностранных агрегаторов. Нынешняя же версия проекта предполагает, что к отечественной интернет-торговле будут более жесткие требования, чем к зарубежной, отметил Иван Кургузов.
Это может отрицательно сказаться на конкуренции между магазинами. Если в 2014 году оборот рынка российской интернет-торговли вырос на 31 процент и достиг 713 миллиардов рублей, то в 2016 году может быть резкий спад этого сегмента торговли в России. Большая часть покупок придется на зарубежные магазины.
И это далеко не все замечания специалистов к законопроекту. Как показывает практика компаний, занимающихся продажей товаров в Сети, доля претензий потребителей, связанная с получением неполной информации о товаре, крайне незначительна, говорят они.
Кроме того, действующее законодательство уже содержит нормы, защищающие покупателя от покупки подделки. Если в момент заключения договора купли-продажи дистанционным способом не будет предоставлена информация о товаре, то покупатель вправе отказаться от приобретения в любое время до его передачи. А после его передачи - в течение семи дней. Данная норма в полном объеме компенсирует возможные неблагоприятные для потребителя последствия, связанные с отсутствием информации о товаре или продавце, говорят специалисты.
Стоит отметить, что авторы проекта отказались от первоначальной инициативы блокировать сайты, которые вывешивают нелегальные объявления о продаже. Однако юридическое определение агрегатора в проекте закона сделали таким, что под него может попасть даже домашняя страничка пользователя, на котором вывешено объявление о продаже велосипеда, считают некоторые эксперты.
При этом стоит учесть, что в существующей редакции законопроекта забыли мобильные приложения, которые не имеют дублера-сайта в Интернете. Они никак не подпадают по действие законодательства. "На мобильные приложения действие закона в текущей редакции не распространяется, так как не у всех мобильных сервисов есть отдельные интернет сайты", отметил Артем Соколов. И эту законодательную лазейку как раз могут использовать мошенники. А развитие мобильных приложений - одна из тенденций в электронной коммерции. Больше половины покупателей российских интернет-магазинов заходит на ресурс с мобильных платформ. И при дальнейшем развитии мобильных приложений агрегаторы могут отказаться от странички в Интернете.