За несоблюдение требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, а также порядка и условий их инвестирования (и инвестирования собственных средств) лицензии лишились "Моя страховая компания", страховая компания "Факел", страховая компания "Восток-Альянс", а также "Национальный страховой дом".
Приостановлены оказались лицензии еще трех страховщиков: страховой компании "Полис", страховой компании "Практика" и "Страховой компании "АМКОполис". Причина та же: нарушение нормативов ЦБ. Но у них еще есть шанс остаться на рынке, если нарушения будут исправлены.
Лицензии еще двух страховщиков были отозваны по причине их добровольного отказа от страховой деятельности. Речь об "Областной медицинской страховой компании" и страховой компании "Гарант А". Лицензии лишились и ряд страховых брокеров: "Ваш выбор", "Еврогарант", "Страховой брокерский дом "Славянский", "Главрезерв", а также страховой брокер "Страховое обеспечение юридической защиты". Все эти игроки страхового рынка уклонялись от получения предписаний ЦБ.
А некоторые страховые брокеры лишились лицензии, так как сами отказались от осуществления лицензируемой деятельности. Речь о страховых брокерах "Сити брок" и "АПЕК".
Что касается банков, лицензий лишились такие кредитные организации, как "МГБ" из Махачкалы и "Далта-Банк" из Владивостока. Они провинились в нарушениях "антиотмывочного" законодательства.
Количество покинувших оба рынка игроков превзошло ожидания экспертов. "Я такого на своей практике не помню, чтобы примерно 15 участников рынка ЦБ попросил уйти", - рассказал "Российской газете" доцент департамента финансов НИУ "Высшая школа экономики" Владимир Новиков. Он говорит, что после определенного периода присматривания за рынком "от анализа ЦБ перешел к действиям, причем "пакетным" способом". Очевидно, что эти игроки стали неплатежеспособными не одномоментно, продолжает он.
Поведение ЦБ эксперт называет "превентивным способом" регулирования, когда лицензии отзываются не тогда, когда клиенты страховых компаний почувствовали отсутствие денег, а когда нарушены нормативы и есть подозрения на банкротство. "Логика регулятора - удобнее, чтобы игроков было не 400, а 100-150. Это удобнее с точки зрения контроля. Это дает возможность оптимизировать и укрепить эту часть рынка посредством ухода с него слабых игроков", - рассуждает он.
По его словам, отличия банковского и страхового бизнесов в том, что проблемы страховщиков становятся очевидными не сразу, в отличие от банков. Регулировать банки чуть проще, так как тут более четко детерминированные денежные потоки. В страховании они зависят от наступления страховых случаев.
В банках же денежные потоки привязаны к определенным датам. Для того чтобы отследить нарушения в страховании, требуется больше времени. Возможно, именно этим определяется "пакетный" отзыв лицензий. Информация накопилась, и ЦБ принял решение по тем участникам рынка, по которым он располагает достаточными данными.
С точки же зрения макроэкономики "вычищение" страхового рынка приведет к тому, что появятся страховые компании, которые будут не просто новыми средствами "заливать" существующие свои долги и проблемы, а пускать вновь привлеченные средства на работу и инвестирование, тем самым оживляя российскую экономику.
Ранее руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Илья Кочетков заявил, что недовольство граждан страховщиками заметно выросло. Из всей совокупности обращений, поступивших в подразделение чиновника, доля жалоб на страховщиков составила 78 процентов, что на 6 процентов больше, чем в прошлом году.