Прецедент рискует создать телеканал ТВ-3. По данным службы, излишне шумными оказались ролики, прерывавшие 4 августа показ на этом телеканале сериала "Гадалка". А доказать, что звук вышел за рамки допустимого, поможет новая методика, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы.
Нынешней весной вступил в силу закон, ограничивающий громкость рекламы. Теперь она должна идти в том же режиме, что и обычные передачи. Ни на полтона выше. До этого телеканалы действительно прибавляли звук, чтобы привлечь людей коммерческими роликами. Мы помним, как это порой било по нервам. Зато теперь можем смотреть спокойно. Если какой-то телеканал вдруг резанет наш слух, имеем полное право жаловаться. Правило умеренности распространяется также на анонсы телепередач и рекламу на радио. Запомним это.
У специалистов в подобных случаях всегда возникает вопрос: как доказать нарушение? Процедуру разложила по полочкам утвержденная Федеральной антимонопольной службой "Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы". Документ вступил в силу в начале августа, и сразу же антимонопольщики начали претворять его в жизнь.
Методика прописывает, что звук рекламы или анонсов не должен превышать громкость обычной передачи более чем на полтора децибела. Понятно, что в какой-то момент фильма или рекламного ролика кто-то может крикнуть слишком громко. Или музыка вдруг заиграет с особым накалом. Поэтому разница будет определяться между средними показателями.
Проводить замеры станет сама антимонопольная служба. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров пообещал, что мониторинг будет осуществляться на постоянной основе на различных теле- и радиоканалах. Предугадать, когда кино по телевизору смотрит ответственный сотрудник ведомства, находящийся при исполнении, скорее всего будет невозможно.
Для замеров будут специально записываться эфиры. Контрольная запись должна включать не менее пяти минут фрагмента до рекламы, блок рекламы с полными роликами, плюс пять минут эфира после рекламы. Результат каждого измерения громкости заносится в протокол измерений.
К примеру, на канале ТВ-3 было зафиксировано, что реклама 2,86 децибела превышала фрагмент, шедший до того, и была на 2,24 децибела громче последующего. В итоге появилось первое в стране дело по превышению громкости рекламы.
Как напомнил "РГ" старший преподаватель кафедры конкурентного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Дмитрий Серегин, за нарушение законодательства о рекламе должностным лицам грозит административный штраф от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
У рядовых граждан, естественно, специальной аппаратуры нет. Поэтому они могут руководствоваться лишь своими ощущениями: громче не громче. Соответственно, доказать, что какой-то канал в очередной рекламной паузе отказался жалеть наши уши, простой человек не сможет.
Значит ли это, что обычным зрителям остается лишь ждать, когда глаза и уши сотрудников антимонопольного ведомства дойдут до конкретного раздражающего канала?
Нет: как минимум мы можем пожаловаться. А дальше в дело вступит антимонопольная служба. По словам Дмитрия Серегина, если нарушитель является региональным, скажем, какой-нибудь местный телеканал или городская радиостанция, то жалобу лучше направлять в территориальное управление ФАС по месту нахождения нарушителя. Если рекламный звук прибавил какой-то федеральный канал, то надо писать в Москву - в главный офис Федеральной антимонопольной службы. В жалобе надо указать время эфира, когда, на взгляд человека, реклама нарушила звуковые границы. А ведомство уже разберется.
Кстати, жаловаться можно и на излишне длинную рекламу. По закону общая продолжительность показа рекламных роликов в телепрограмме не должна превышать 15 процентов времени вещания в течение часа. В этот же лимит входит и реклама спонсоров показа, а также любые способы наложения рекламы на кадр.