На первых порах для конкурса много сделал знаменитый рижанин Марис Янсонс, на тот момент руководивший Филармоническим оркестром Осло. Но вскоре стало понятно, что лучше всего в Осло получается с вокалом, и состязание получило свое нынешнее имя и периодичность биеннале. Имя определяет статус: его сразу же взяла под покровительство Королева Соня, придавая вокальному дерби ауру важного для монархов события и особый благородный шарм. Ведь как бы ни стремился мир к доступности высокого искусства, как бы ни славилась норвежская династия как самая демократичная из ныне действующих, а королевское покровительства влияет на имидж безотказно. Тем более в таком элитарном искусстве, как академический вокал.
Конкурс привлекает открытостью и радушием. Подать заявку на участие может любой молодой вокалист, взнос за участие символический, а вот призы вполне осязаемые 40 000, 10 000, 5 000 и три дополнительных. В разные годы в жюри заседали светила уровня Джоан Сазерленд, Тересы Берганса, Биргит Нильссон, в наше прагматичное время звезды Ангелика Кирхшлагер и нежно любимый в России баритон Бо Скохвус делили обязанности с пятеркой ведущих оперных продюсеров. Вердикт выносят арт-директора Оперы Цюриха София де Линт и Берлинской Дойчеопер Кристоф Сейферль, арт-менеджер Метрополитен Джонатан Френд и директор Венской Штаатсопер Доминик Мейер, и, конечно, арт-директор Норвежской национальной оперы Поль Кристиан Моэ - очевидно, что участники фестиваля без контрактов не останутся.
После предварительных прослушиваний в Национальной академии музыки (дающей более 300 концертов в год) вышедшие в полуфинал вместе с жюри перемещаются на малую сцену Национальной оперы Норвегии, а пространство этой Оперы стоит мессы. Фотографии здания уже разошлась по учебникам архитектуры как пример идеальной вписанности современной архитектуры в ландшафт - Опера словно парит над красивейшим фьордом. Она вообще-то образец урбанистики Осло, современные формы не гнетут наблюдателя стеклом и бетоном, ассиметричны и человечны. В ней вместо пресловутого "богато" есть оригинальность, скромность и достоинство. Похоже, в этом пространстве очень приятно петь и в большом, и в малом залах, последний в стиле black box опоясан тремя ярусами лож, идеален по акустике и не отвлекает от главного. А главное идет по канонам конкурса: у претендента есть 20 минут, чтобы представиться, объявить и исполнить четыре произведения и успеть понравиться залу с членами жюри. Самым воспитанным удается даже представить концертмейстера.
Среди 41 претендента этого года из 23 стран (пятеро россиян в том числе) в полуфинал вышла дюжина, где оказались два стажера молодежной оперной программы Большого театра под руководством Дмитрия Вдовина - меццо Юлия Мазурова и баритон Алексей Лавров. Оглядываясь на успех предшественницы - на прошлом конкурсе приз получила сопрано Кристина Мхитарян - они надеялись на триумф, но надежды оправдались только частично, в финал прошел баритон. Впрочем, у Юлии Мазуровой есть все, кроме опыта, а этот недостаток быстро проходит.
Благодаря достойному уровню конкурсантов вокалистов-полуфабрикатов не наблюдалось, председатель жюри определила диапазон "от замечательных до выдающихся". Напротив, даже по очерченной правилами программе можно было вычислить, что британке Анне Раджах очень подойдет Аида, а холодноватая немка Анника Герхардс будет хороша в мессах Моцарта. Но планку определяют не только участники, но и члены жюри, и тут есть чему порадоваться: никому не удалось заморочить авторитетные головы нарочитой непосредственностью и кокетством в ущерб объективности. В финал вышли пятеро - три баритона Алексей Лавров (Россия), Юрий Юрчук (Украина), Леон Косавич (Хорватия) и два сопрано - Эльза Дрейзиг (Франция) и Лизе Давидсен (Норвегия). Заключительный концерт конкурса пройдет после бонусных мастер-классов. Финалистам в присутствии королевской семьи вручат призы в Норвежской национальной опере, где публика порадуется концерту с Филармоническим оркестром Осло.
А на концерте полуфинала не обошлось без трудностей перевода. В программке мне не сразу удалось узнать исполняемой блестящим 24-летним хорватом Косавичем сочинение "Yamschik ne goni loschadei", вне контекстов родины прозвучавшее как высоко трагичная ария. А Юлия Мазурова от волнения забыла оригинальное название песни и выручалочку-английский, выпалив залу по-русски: "Григ, "Водяная лилия". На мой вопрос, можно ли в этом исполнении понять слова, деликатная соседка-норвежка шепнула "это ведь устаревший литературный, достаточно понять смысл".
Истинный же смысл в норвежском классике обнаружила как раз носительница языка. Так случается - именно норвежка Лизе Давидсен, крупная, добролицая, похожая скорее на подругу викинга, чем на академическую певицу, спела Грига так, что прошли те самые мурашки по коже, а прежде сдержанный в чувствах зал забушевал. По мощи вокала она вообще-то создана для вагнеровских партий, а сейчас получила особый приз за лучшее исполнение сочинений Эдварда Грига. Так же как Международный конкурс имени Королевы Сони желавшего объединить весь музыкальный мир.
По итогам финального концерта первую премию присудили Лизе Давидсен. Это особенная радость для организаторов и маркировка их непредвзятости: норвежские вокалисты не получали приза с 2007 года.
На международную сцену 28-летняя сопрано вышла только этим летом, причем с хорошей привычкой забирать сразу по три приза: сейчас она получила награду также за исполнение норвежской музыки и стипендию Ингрид Бьенер лучшему участнику из Норвегии. Только что Давидсен взяла три награды на конкурсе "Опералия" Пласидо Доминго: первое место, приз зрительских симпатий и приз знаменитой вагнеровской певицы Биргит Нильссон. А на престижном "Бельведере" в Амстердаме кроме второй премии опять получила приз зрительских симпатий и приз Международных медиа. "Один из величайших вокальных талантов, которые я когда-либо слышал", - растрогался Пер Бойе Хансен, арт-директор Национальной оперы Норвегии. Будем надеяться, что Лизе Давидсен в скором времени порадует публику в Москве.