Свою продукцию на Международном авиационно-космическом салоне покажут 850 компаний и организаций, из них 156 - зарубежные из 30 стран. На статической площадке разместятся 135 летательных аппаратов - отечественные и зарубежные. В летной программе будут участвовать 92 воздушных судна, а также семь пилотажных групп.
Безусловно, одной из звезд авиасалона станет макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения и реальный, только что изготовленный, композитный корпус командного отсека этого корабля.
Роскосмос представляет на МАКСе-2015 объединенную экспозицию предприятий и организаций ракетно-космической отрасли России. Здесь более 180 натурных и опытных образцов, моделей и макетов ракетных двигателей, космических аппаратов, ракет-носителей.
Но, пожалуй, самое главное: посетители увидят то, с чем связаны космические перспективы страны. Это космический ракетный комплекс "Ангара" и пилотируемый транспортный корабль нового поколения.
- Новый российский пилотируемый транспортный корабль создается одним из самых известных предприятий ракетно-космической отрасли России - РКК "Энергия" им. С.П. Королева в кооперации с другими компаниями, - рассказал "РГ" заместитель руководителя Роскосмоса Сергей Савельев. - Научно-технический совет Роскосмоса рекомендовал перейти к стадии выпуска конструкторской документации и экспериментальной отработки для обеспечения первого испытательного беспилотного полета по низкой околоземной орбите в 2021 году.
Запуск планируется с космодрома Восточный при помощи ракеты-носителя "Ангара". Основная задача этого корабля - полеты к Луне и обратно, полеты на низких околоземных орбитах (транспортно-техническое обеспечение пилотируемой станции и, при необходимости, специальные автономные полеты). Кроме возвращаемого аппарата многократного использования корабль состоит еще из одноразового двигательного отсека. Длина - около шести метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей - около 14 метров, стартовая масса при полетах к Луне - около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите - около 14 тонн. Экипаж - четыре человека. Посадка возвращаемого аппарата планируется на территории России.
Кстати, многих интересует, а какими будут в новом корабле ложементы - индивидуальные кресла для космонавтов?
- А ложементов как таковых не будет, - говорит генеральный директор - главный конструктор НПП "Звезда" имени академика Г.И. Северина Сергей Поздняков. - У космонавта на новом корабле совершенно иная поза, нежели на "Союзе". Почему? В "Союзе", где помещаются только трое, все сжато до минимума, и поза летящего на орбиту напоминает эмбрион. Комфорта мало. В кресле нового корабля космонавт будет полулежать - то есть поза будет более естественной. Перед нами поставлена задача - сделать кресло без индивидуального ложемента. Но такое, чтобы, скажем, при жесткой посадке оно могло надежно защитить от травм.
Что еще очень важно? Кресла будут универсальные. Не нужно будет каждого из тех, кто готовится к полету, сажать в гипсовую ванну, а потом по слепку отливать "личный" ложемент из полиуретана. Не нужно будет, если космонавт летит на МКС на одном "Союзе", а спускается на другом, перетаскивать его ложемент из корабля в корабль. Система регулировок позволяет подогнать все так называемые "поддерживающие поверхности" под космонавта абсолютно любой комплекции и роста. Правда, ограничения по росту есть - 190 сантиметров. Но это международный стандарт для космонавтов.
Но для нового корабля и скафандры будут особые. Не такие как "Соколы", в которых уже много лет наши космонавты летают на орбиту и обратно. Скажем, в "Соколах" есть так называемый "аппендикс-распах": космонавт туда залезает, надевает штанины и т.д. При их изготовлении отдельно делается силовая оболочка из толстого капрона, отдельно - герметичная из прорезиненной ткани.
- Новый скафандр сделаем по-другому, - говорит Поздняков. - Никакого "аппендикса". Силовая герметичная оболочка - из прочной полиуретановой пленки. Космонавт надевает скафандр и застегивает гермомолнию. Такая космическая форма проще, долговечнее. Это принципиальное отличие, но есть и еще одно: "Соколы" шьются для каждого космонавта персонально, и, естественно, одноразовые. А вот новый скафандр мы делаем универсальным и многоразовым! У него большой диапазон регулировок, для космонавтов самой разной комплекции.
Кстати, на МАКСе-2015 "Звезда" показывает скафандр нового поколения "Орлан-МКС" для работы в открытом космосе: "умный", с климат-контролем. Те, в которых сейчас работают космонавты, рассчитаны на 15 выходов в открытый космос. А "Орлан-МКС" - до 20 и больше.
Владимир Солнцев, президент РКК "Энергия":
- Мы хотим показать прогресс, достигнутый по пилотируемым кораблям: спускаемый аппарат, возвратившийся из космоса в 2009 году, конструкторско-компоновочный макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения (доработанный по сравнению с тем, что был показан на авиасалоне в 2013 году) и реальный, только что изготовленный, композитный корпус командного отсека этого корабля. Мы надеемся, что посетители увидят разницу и поймут, какой труд вложен в то, чтобы перейти от "Союза" к ПТК НП.
Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":
- Что принципиально инновационного в новом космическом "пилотнике"? Корпус командного отсека корабля сделан из композитных материалов на основе углепластиков. А это позволяет выиграть в массе по сравнению, допустим, с металлическим корпусом 150 килограммов. Будет представлен новый стыковочный агрегат, сделанный на основе титана, что позволит повысить допустимую температуру, которую сможет выдержать агрегат. Электронная аппаратура сделана на нашей компонентной базе. Никаких зарубежных элементов.
Вместе с тем у меня, как эксперта, есть вопросы к новому пилотируемому кораблю и его идеологии. Например, возможности ракеты "Ангара-5В" выводить на орбиту искусственного спутника Земли полезный груз 37,5 тонны, как мне кажется, пока не очень увязаны с массой корабля в варианте его полета к Луне (почти 20 тонн без учета массы разгонного блока). А это его основное назначение.
Вспомним опыт, полученный при создании нашей многоразовой системы "Энергия-Буран". Главные конструкторы блестяще реализовали уникальный проект. Но он оказался весьма затратным и заведомо нерентабельным. Уникальная технологическая разработка наших конструкторов намного опередила свое время, оставшись без работы. Мы не должны перечеркивать идеи Циолковского и Королева о межпланетных полетах и навсегда остаться вторыми на Луне. Убежден: нужно смотреть дальше и делать тяжелый межпланетный корабль ТМК для полетов в межпланетном пространстве. Именно подготовка такого полета может стать локомотивом для отечественной космонавтики, генератором для разработки новейших технологий.
На МАКСе-2015 представит свои перспективные разработки знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Прямо скажем: от некоторых просто захватывает дух. Именно они станут основой для инновационных проектов воздушного транспорта. И что очень важно: экспозиция состоит из аэродинамических моделей летательных аппаратов, созданных учеными ЦАГИ в рамках федеральных целевых программ.
- Каждый экспонат содержит ряд конкурентных преимуществ - в скорости, экономичности, экологии и других аспектах. Важно отметить, что мы можем продемонстрировать и результаты своей работы в международном сотрудничестве. Речь идет о модели летательного аппарата, который станет результатом проекта HEXAFLY-INT, - отмечает генеральный директор ЦАГИ Сергей Чернышев.
Поясним: в рамках международного проекта HEXAFLY-INT создана модель высокоскоростного гражданского самолета. Проектируемое воздушное судно будет иметь нестандартные конструктивные особенности. Предполагается, что оно будет летать на водородном топливе. Впечатляют ожидаемые скоростные характеристики: 7000-8000 км/ч.
Интересное решение с точки зрения компоновки продемонстрирует модель скоростного административного самолета с каплевидным фюзеляжем. За счет своеобразной формы, разработанной специалистами института, летательный аппарат позволит пассажирам путешествовать с повышенным комфортом. Планируется, что он сможет развивать большую скорость, нежели существующие разработки аналогичного класса: 850-900 км/ч.
На авиасалоне впервые широкой публике будет представлена модель сверхзвукового делового/пассажирского самолета. Он сможет развивать крейсерскую скорость порядка 1900 км/ч и при этом будет соответствовать современным экологическим требованиям. Надо сказать, что конструкторские бюро разных стран ведут исследования по разработке сверхзвуковых самолетов. Как больших, так и бизнес-джетов. Правда, для того, чтобы они появились, необходимо решить несколько фундаментальных проблем. И одна из них - звуковой удар. Еще несколько лет назад исследования российских ученых показали: уровень звукового удара можно довести примерно до 15 паскалей. Для сравнения: 100 паскалей - это Ту-144.
ЦАГИ покажет один из последних проектов, нацеленных на снижение шума летательного аппарата: модель ближнемагистрального самолета с ламинарным крылом и верхним расположением двигателей. Ученые предлагают использовать крыло малой стреловидности, которое обеспечивает ощутимое снижение сопротивления. Размещение силовой установки над задней кромкой крыла дает целый ряд преимуществ, в частности низкий уровень шума на местности, прилегающей к аэропорту.
Как подчеркивают эксперты, помимо достижений в области пассажирской авиации, российский центр авиационной науки ЦАГИ презентует посетителям МАКС-2015 проекты, призванные решить проблему транспортировки грузов. Один из них - модель беспилотного летательного аппарата (БПЛА) вертикального взлета и посадки с подъемными вентиляторами. Эта разработка ученых сможет эксплуатироваться на очень ограниченных площадках, недоступных для БПЛА самолетных и вертолетных схем. Транспортное средство будет иметь грузоподъемность 400 кг и дальность полета до 300 км, но при этом - меньшие габариты по сравнению с беспилотниками традиционной конструкции. Среди прочих достоинств - безопасность эксплуатации и пониженный уровень шума.
Задачам крупномасштабных грузовых перевозок отвечает проект ЦАГИ по созданию двухфюзеляжного транспортного самолета. По сравнению с двумя однофюзеляжными самолетами при коммерческой нагрузке в 40 т его взлетная масса меньше приблизительно на 9%, а стоимость - на 10-12%.