Напомним, что в начале июля на заседании рабочей группы по подготовке концепции Сергей Нарышкин определил основные направления работы. Сегодня ученые и педагоги поделись первыми наработками в здании Российской академии наук.
"Мы планируем дать долгосрочные ориентиры для продвижения нашего великого русского языка и нашей литературы в мире, - напомнил Сергей Нарышкин собравшимся. - В этой аудитории нет необходимости, наверное, говорить, что они являются серьезным потенциалом для так называемой мягкой силы, который мы используем для повышения авторитета и позиции России в мире".
По его словам, целью авторов концепции не является создание каких-либо "бюрократических шпаргалок для учителей, которые бы ограничивали конституционную свободу педагогической деятельности". Задача же в том, чтобы "сформулировать базовые основы для будущих решений по всему комплексу задач, которые касаются развития русской словесности".
К работе, призвал парламентарий, должны подключиться педагоги из регионов, не менее важно прислушиваться к мнению самих учащихся и их родителей.
Предложения, касающиеся преподавания русского языка, оказались наиболее конкретными. Глава подгруппы директор Института русского языка имени Виноградова РАН Александр Молдован поставил задачу - приблизить изучение великого и могучего в школе к потребностям реальной жизни. Школьники, по его словам, должны изучать язык не только на примере классической литературы, но и уметь писать заявления, отчеты и резюме, а также объяснительные записки. Ребенок должен понять, что изучение родного языка поможет ему в карьере, резюмировал Молдован.
Еще одно новшество - на уроках надо учить не только письменной речи, но и устной. Как свидетельствовал ученый, сейчас школьников практически не учат построению публичных выступлений. Надо учить и навыкам разговорной речи - сленгу, заявил ученый. Сейчас школьнику, по его словам, учиться попросту скучно: "Материалы учебников изобилуют схоластическими формами изложения и неинтересными сведениями". Весь школьный курс выливается в сплошную "зубрежку суффиксов и приставок". Подгруппа также предложила использовать в преподавании иностранные слова - ученику будет полезно сравнить русский, например, с английским.
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, возглавивший подгруппу по литературе, обрушился на стандартизацию преподавания, от которой так и не удалось избавиться современной школе. Детей пичкают изъезженными трактовками, и от этого нужно избавляться, призвал он.
Участники заседания предложили также распространить действие концепции не только на школы, но и на детсады и вузы. Первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк одобрила включение в концепцию "ступени дошкольного образования". "Любовь к чтению закладывается в раннем возрасте", - пояснила она. А вот про вузы думать пока рано, считает она.
С учетом разрабатываемой концепции могут быть скорректированы федеральные государственные образовательные стандарты, резюмировала Третьяк.