Канадские ученые предложили построить космодром высотой 20 км

Канадские ученые предложили создать башню высотой 20 километров. Ее верхушка может стать своеобразным космодромом, откуда будут не только стартовать ракеты-носители. Сюда же должны приземляться многоразовые челноки. А грузы с Земли на верхушку доставит лифт. Он будет двигаться внутри башни и поднимать тяжести весом до 10 тонн со скоростью 11 км/час.

Конечно, если строить ее из бетона, это будет настоящий монстр. Поэтому башню предлагается надуть гелием. Она будет немного напоминать современные надувные конструкции, например, ангары. Сооружение такого космодрома оценивается примерно в 5-7 миллиардов долларов. Но игра стоит свеч. По оценкам идеолога проекта, канадского профессора Брендана Куина, такой вариант на 30 процентов сократит стоимость вывода грузов на орбиту. Сегодня она варьируется от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов за килограмм. По словам Куина, все необходимые технологии уже существуют, и супербашню можно построить всего за пять лет.

А начать он намерен с копии высотой 1,4 км, которая должна убедить инвесторов и скептиков. Последних хватает, и у них сразу возникло множество вопросов. К примеру, к цене. По их оценкам, чтобы надуть такую башню, в нее надо закачать огромное количество гелия. Это влетит в копеечку, около 14 миллиардов долларов. Сколько же надо осуществить космических миссий, чтобы такой лифт окупился? Другая проблема - энергия для питания лифта. Она требуется немалая. И пока автор проекта довольно смутно пишет, на какой конкретно тяге он намерен тянуть 20 километров многотонный груз.

Идея космического лифта, который будет доставлять груз в космос вообще без ракет, уже более ста лет будоражит умы ученых. Кстати, когда-то о таком варианте говорил и Константин Циолковский. За эти годы предложены десятки проектов, на некоторые получены патенты, но дальше бумаги дело не идет. Пока лифты поднимаются в космос только в фантастических романах.

Причин много, но основная - это трос, который должен потянуть груз на высоту. Пока не создан материал, способный выдержать такую нагрузку. Сталь была забракована сразу. Не подходят и более прочные из известных сегодня материалов, в частности, кевлар и углеродистое стекловолокно. Надежда появилась, когда были созданы углеродные нанотрубки. Они могут выдержать нагрузку в 60 тонн. Но уже более 20 лет ученые бьются над тем, как из нанотрубок сплести нить. Пока их максимальная длина - несколько сантиметров.

Три года назад японские инженеры объявили, что кардинально решат проблему космического лифта к 2050 году. Он должен заменить ракеты-носители и доставлять грузы на максимальное расстояние 96 тысяч километров. В основе проекта давняя идея, предложенная советским ученым Юрием Арцутановым. Кстати, с ним консультировался Артур Кларк, когда писал свой знаменитый роман "Фонтаны рая". Как японские инженеры намерены использовать идеи Арцутанова в своем проекте? В космос выводится длинный трос, который одним концом крепится в районе экватора, а другой - к противовесу в далеком космосе. По законам физики, центробежная сила не даст тросу упасть, растягивая его по всей длине. По такому тросу подъемник сможет перемещаться со скоростью 200 км/час. Причем груз будет постепенно ускоряться за счёт вращения Земли. На высоте 36 тысяч километров, которой лифт будет достигать за неделю, планируется остановка для туристов, а исследователи и специалисты двинутся дальше.

Но и здесь главная проблема - в тросе. Японские ученые уверены, что смогут сплести его из нанотрубок. В "мозговом штурме" проблемы участвуют научные группы из нескольких ведущих японских университетов. Если, наконец, лифт в космос все же будет создан, это будет революцией в космической отрасли.