"Новые лидеры мнений" - именно так, без ложной скромности, определили в этом году организаторы тему-слоган IV НеФорума блогеров.
Надо сказать, участники встречи - а некоторые блогеры могут похвастаться десятками тысяч постоянных подписчиков - традиционной журналистике себя не противопоставляли и о коллегах-газетчиках говорили весьма уважительно. И вообще, первый своеобразный съезд блогеров Союзного государства проходил в очень дружелюбной и неформальной обстановке. Мастера виртуального общения до начала официальной программы не сидели, уткнувшись в свои планшеты и мобильные телефоны, как можно было ожидать, а активно знакомились друг с другом и коллегами из соседних стран, как говорится, "в реале". Впрочем, догадаться, что здесь собрались неравнодушные к Интернету люди, можно было без труда. Хотя бы по количеству снимков, которые из гаджетов блогеров разлетались по социальным сетям. Из кулуаров то и дело доносилось жизнерадостное: "Ну-ка, закинем селфушку!" Для непосвященного на литературный русский это можно перевести примерно так: "Дорогой друг, давай в честь нашей встречи сделаем совместный фотоснимок на телефон". Но перевод понадобился некоторым гостям только однажды - для надписей на белорусском языке, которые украшали майки с национальным орнаментом, преподнесенные в качестве подарка всем участникам: "Блог весцi - не лапцi плесцi" (Блог вести - не лапти плести) или "Каму што, а блогеру - блогападарожжа" (Кому что, а блогеру - блогопутешествие).
Одна из тематических секций форума как раз перекликалась с последней фразой - "Как бросить работу и начать путешествовать". Авторы популярных блогов о путешествиях охотно делились своими секретами и историями, но создать универсальную формулу популярности не брались. Как и на рынке массмедиа, внутри блогосферы остро чувствуется конкуренция, и вывести в лидеры свой блог так же нелегко, как создать с нуля успешное СМИ. Если говорить о путешествиях, то едва ли получится собрать достаточную аудиторию, выкладывая фотографии из поездок по Европе или Америке, - ими интернет-публика уже пресыщена и требует чего-то нестандартного, будь то поездка в африканскую пустыню или экспедиция в Антарктиду. Но можно пойти от обратного и рассказывать не о далеких странах, а как раз о неизвестных и интересных уголках своей страны. В этом плане запуск блога о путешествиях не требует основательного бюджета - достаточно билета на поезд до городка с богатой историей, который может быть всего в ста километрах от вас. Кстати, именно тема путешествий, туризма в целом повлияла на выбор Минска как места встречи ведущих блогеров, рассказал директор по маркетингу проекта Livejournal, один из организаторов мероприятия, Иван Калюжный:
- Неслучайно мы приехали в Беларусь и пригласили столько известных блогеров, пишущих как раз о путешествиях. Мы хотели показать, что Беларусь - замечательная страна для туризма, богатая интересными достопримечательностями, с красивой природой и глубокой историей, к которой стоит прикоснуться. И вот такой посыл мы решили донести именно через блогеров. Думаю, совсем скоро появится много записей о Беларуси с точки зрения туриста.
В гостеприимстве Беларуси и богатстве выбора направлений для путешествий блогеры смогли убедиться, отправившись во второй день форума на тематические экскурсии "Туристическая Беларусь" и "Военно-историческая Беларусь". Свежие впечатления могут выйти за пределы их личных дневников и появиться на популярных сайтах, например, на портале о путешествиях "Афиша-Мир". PR-директор Rambler & Co, которой и принадлежит ресурс, Софья Иванова говорит, что компания активно использует записи из блогов в своих проектах:
- Мы выносим популярные записи из блогосферы и представляем их авторов как колумнистов на популярных и читаемых ресурсах - Lenta.ru и Газета.ru. Выигрывают все: с одной стороны, блогер получает доступ к новой и многочисленной аудитории, с другой - посетители знакомятся со свежими интересными мнениями. А наш спортивный сайт Championat.com, к примеру, работает с блогерами для освещения соревнований в регионах, куда не всегда удается отправить журналиста.
Так что блогеры и журналисты не столько конкуренты, сколько партнеры, и работать им лучше под девизом "не вместо, а вместе".