Как заинтересовать детей прошлым родной страны? На это будет "работать" не только новый школьный курс истории, но и литературы. Через ее призму и надо пропускать в школе события прошлого - таков был один из советов экспертов.
1 сентября - это не только День знаний, но и начало Второй мировой. 2 сентября - день ее окончания. "И эти две даты разделяли шесть мучительно длинных лет, пожалуй, самых трудных в истории человечества, - напомнил на встрече в Институте восточных рукописей РАН Сергей Нарышкин. - И город на Неве, Ленинград, стал одним из ярчайших символов и трагических испытаний, и великой Победы над злом". Однако с тех пор, напомнил спикер Госдумы, прошло уже семь десятилетий, так что уместен вопрос: "Что необходимо делать нам, нынешним поколениям, чтобы война и великая Победа не превратились бы в обыкновенные исторические события?" По его словам, важно "до конца передать будущим поколениям само чувство Великой Победы". Глава нижней палаты парламента назвал эту задачу тем более сложной, учитывая, что "в некоторых государствах продвигаются абсолютно ложные представления о Второй мировой войне вплоть до прославления пособников нацистов".
Выступившие историки привели примеры недооценки роли СССР в победе над нацизмом и в целом спекуляций на эту тему. То основные "лавры" отдаются американцам, то вообще вклад Советского союза сводится на нет.
Донести правду о войне поможет публикация в общем доступе архивных материалов. Так, серия малоизвестных документов по истории капитуляции Японии во Второй мировой вчера была опубликована на сайте Российского исторического общества, которое возглавляет Сергей Нарышкин. Они были взяты из Архива внешней политики РФ и иллюстрируют подходы союзников по антигитлеровской коалиции к решению сложного "японского вопроса". Среди публикуемых документов - соглашение по Дальнему Востоку, подписанное Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом на полях Ялтинской конференции в феврале 1945 года. В документе перечислялись ключевые условия вступления СССР в войну против Японии - среди них возвращение южной части Сахалина и Курильский островов.
Узнать получше героическое прошлое помогут и школьникам. Как рассказала первый замглавы минобрнауки Наталья Третьяк, для них пройдут открытые уроки по истории Второй мировой войны - расскажут о нюрнбергском процессе, трагедии Хиросимы и Нагасаки и других фактах, на основе которых сейчас немало спекуляций.
Знаменательные события лучше всего доносить не в виде сухих дат и перечня событий - это школьники быстро забудут сразу после экзаменов. Чтобы подрастающее поколение смогло прочувствовать историю своей страны, надо призвать на помощь литературу, считает Третьяк. Такой синтез двух предметов поможет сохранить историческую память, чтобы "наши дети не повторяли ошибок отцов". Надо сделать все, чтобы война осталась в памяти, а не стала реальностью.
Ее поддерживают и другие авторы готовящейся концепции преподавания литературы в школе - первые наметки Минобрнауки и учителя представили историкам в рамках встречи. "Чтобы дети прочувствовали войну, надо чтобы они прочитали о ней", - согласен член общественного совета при министерстве, учитель литературы Сергей Волков.