Так, 50% субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) заявляют о планах сохранить обороты, а 34% готовы к расширению. Сворачивать деятельность намерены лишь 12% опрошенных.
"В критической ситуации чувствуют себя не больше 13-18% компаний, в зависимости от размеров бизнеса", - заявляет Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС. При этом планы на будущее разнятся в зависимости от размера бизнеса. Малое предпринимательство ориентируется на обучение и развитие персонала (31%), а также на создание и расширение филиальной сети за пределами Москвы (23%). Средний бизнес нацелен на техническое переоснащение (46%), создание и расширение филиальной сети в Москве (25%). "Средний бизнес увидел для себя лучшее время, чтобы потратить свои усилия на техническое переоснащение", - считает Николай Калмыков. В целом техническим переоснащением планирует заняться каждое пятое предприятие столицы.
Если не акцентировать внимание на размерах компании, то наиболее актуальными сегодня для малого и среднего бизнеса (МСБ) являются задачи по расширению ассортимента (37%) и обучению и развитию персонала (27%). Наименее популярным планом оказалось создание филиальной сети в Москве (10%) и за ее пределами (11%), а также импортозамещение (10%).
Среди основных проблем бизнес отметил кадры (26%), госрегулирование (26%), аренду (24%) и налоги (21%). По большинству сложностей наблюдается позитивная динамика. Так, в марте 2015 года проблемы госрегулирования отмечали 34% опрошенных, сейчас же эта проблема волнует только 24% респондентов. Макроэкономические условия как негативные оценивало 20% компаний, теперь - только 4%. Но набирает обороты проблема с арендой помещений. Еще весной об этом волновалось 16% представителей МСП, а теперь уже 24%.
Кадровая проблема вышла на первый план не случайно. По данным исследования, треть компаний испытывает сложности с подбором необходимого персонала. И это при всех преимуществах рынка труда Москвы. "В столице самая доступная рабочая сила, которая в том числе пополняется за счет других регионов страны", - отмечает Владимир Уколов, профессор бизнес-института МИРБИС. Однако субъекты МСБ испытывают потребность в специалистах инженерного профиля (15%), таких как инженер по ремонту цифровой техники, инженер-проектировщик, инженер-наладчик. Десятая часть компаний отмечает нехватку менеджерских кадров среднего и низшего звена.
В итоге даже в нестабильных экономических условиях планы по сокращению штата у МСБ очень сдержанные. Более половины предприятий (56%) планируют оставить численность штата без изменений. О расширении штата задумываются 17% предпринимателей, в основном это компании среднего бизнеса. О сокращениях говорят 22% компаний. Компании ищут способы уменьшить финансовые издержки на персонал, не сокращая штат, к примеру, урезают фонды оплаты труда. "Затраты на персонал в столице значительно выше, поэтому некоторые московские предприятия для минимизации финансовых издержек уже переехали в Подмосковье", - говорит Станислав Супрунов, член Совета московского отделения "ОПОРЫ России". По мнению эксперта, эта тенденция вызывает опасение, так как снижаются доходы сотрудников.
Общий позитивный настрой столичных бизнесменов объясняется тем, что у компаний, работающих в Москве, есть определенные преимущества в сравнении с региональными предпринимателями. "В московском мегаполисе сосредоточены основные финансовые ресурсы, здесь лучшая инфраструктура для ведения бизнеса, - отмечает Владимир Уколов. - Можно также отметить "близость" к федеральной и региональной власти, что позволяет оперативно решать зависящие от нее вопросы". Эксперт также относит к преимуществам столичного бизнес-климата инновационную активность Москвы, что создает поле деятельности для предпринимателей. А также образовательный и культурный потенциал столицы. По мнению самих предпринимателей, ключевым преимуществом ведения бизнеса в Москве является большой рынок сбыта (см. диаграмму на стр. 1).
Интересна оценка московскими компаниями фискальной нагрузки. Одним из важных выводов исследования является то, что 46% МСП столицы ничего не знают о патентной системе налогообложения. Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников считает, что дело в некорректной интерпретации данных опроса. Потому что представители МСБ - это и ООО, и компании других юридических форм, а патенты действуют только для индивидуальных предпринимателей (ИП). "С этой точки зрения те 54% предпринимателей, которые знают о патентах, лишь подтверждают тот динамичный рост, который уже третий год демонстрирует эта система (рост с 9,7 тыс. патентов в 2012 году до более 22 тыс. только за 6 месяцев этого года). В том числе мы связываем популярность патентов с той активной работой по информированию бизнеса, которую мы проводим", - отметил Решетников.