У Ростова появился шанс стать настоящей кинофабрикой

В Ростове прошел первый международный фестиваль кино Bridge of Arts, на который приехали известные актеры, именитые режиссеры и продюсеры не только из России, но и из Китая, США, Италии и Греции. Актеры крутили сальто и садились на шпагат, дамы демонстрировали на красной дорожке глубокое декольте. Общественность была заинтригована - с этим все получилось. А между тем на фестивале обсуждался и весьма серьезный вопрос. Речь шла о перспективах создания в донской столице одного из центров кинопроизводства юга страны. Мэтры утверждали, правда, с разной степенью убежденности, что у Ростова есть шансы стать площадкой, где будут на постоянной основе сниматься сериалы и даже большое кино.

Почему взгляд продюсеров обратился к Ростову? Все просто: деньги. Снимать кино в Москве безумно дорого, в Одессе уже невозможно. Сегодня не только в России, но и во всем мире киноиндустрия идет туда, где съемки обходятся дешевле. Любимые киношниками места известны: Болгария, Чехия, Румыния и Венгрия. Здесь предоставляют квалифицированных специалистов, павильоны и помощь властей в организации процесса. Не в накладе и принимающая сторона - съемки дают казне солидную прибыль. Однако сейчас эти страны теряют популярность - слишком завысили цены. Теперь другие территории пытаются заманить к себе богатеньких киношников. Не грех и Ростову побороться за место под солнцем.

По словам продюсера и, между прочим, баронессы Катерины Гечмен-Вальдек, это вполне реально.

- Создание производства почти с нуля только кажется утопическим, - сказала Гечмен-Вальдек. - Я занимаюсь международными проектами и уверена, что Ростовская область в этом отношении абсолютно конкурентоспособна.

Она привела в пример своих коллег из США, которые приспособились 70 процентов фильмов снимать отнюдь не в Голливуде, а в Луизиане. Остальные 30 - в Канаде.

- Луизиана была "мертвым" штатом, - сказала баронесса. - Но власти приняли программу, позволившую создать необходимую базу, и режиссеры устремились туда. Такие программы - это не только реклама территорий, но также рабочие места и инвестиции.

Правда, Луизиану подтолкнули к такому решению трагические события 2005 года, когда по штату пронесся ураган "Катрина". С тех пор цены там значительно ниже, а власти - креативнее.

С баронессой согласился продюсер Майкл Филлипс, в послужном списке которого такие фильмы, как "Афера", "Таксист" и "Близкие контакты третьей степени". Он посетовал, что, как только группа из Голливуда начинает съемки в каком-нибудь американском городе, профсоюзы взвинчивают цены на все услуги, и снимать приходится опять же в многострадальном штате либо в Канаде.

Так почему бы и Ростову не последовать за Луизианой, не дожидаясь природных катаклизмов?

Главный продюсер компании "Централ Партнершип" Сергей Багиров солидарен с коллегами в том, что тенденция переноса съемочного процесса с привычных мест существует. Еще в недавнем прошлом кинокомпания снимала около 50 фильмов на Украине и в Белоруссии. От съемок в Одессе пришлось отказаться, хотя колорит этого города обеспечивал успех любой картине. Сейчас приходится искать новые локации (природные и исторические места).

- В прошлом году мы сняли 12 сериалов, из них один в Москве, остальные в Крыму, Питере и Ярославле, - сказал Багиров. - В Ярославле сейчас выпускается больше картин, чем на "Мосфильме". Там есть актеры, локации и серьезный административный ресурс, помогающий работать. В силу колорита и самобытности Ростов-на-Дону может стать альтернативой Одессе. В стране три города с собственным лицом: Москва, Санкт-Петербург и Ростов. Мы планируем сделать несколько проектов на тему Гражданской войны. Без казаков не обойтись. На Дону смогли сохранить традиции - это большой плюс. Если город поддержит идею, я и другие продюсеры будем снимать кино здесь.

Министр культуры области Александр Резванов подчеркнул, что в регионе достаточно площадок для кинобизнеса.

- У нас много уникальных мест для натурной съемки, где можно не строить декорации. Соборы и храмы конца XVII - XVIII веков, виноградники, винзаводы, мощенные булыжником мостовые, - сказал он. - Сохранены история и обычаи донского казачества. Мы можем одновременно выставить до тысячи конников. А с этим в киноиндустрии, я знаю, проблема.

Кроме уникальных исторических локаций регион может похвастаться тем, что здесь до 260 солнечных дней в году, причем снимать можно шестнадцать часов кряду почти ежедневно. В области сильная актерская школа, имеются восемь театров, а в 2014 году открылся филиал ВГИКа, рассказали представители донской столицы на форуме. Но тут московские гости слегка осадили бойких ростовчан и посоветовали сосредоточиться на подготовке каскадеров, гримеров, костюмеров и художников. Операторов и актеров они привезут сами.

В сентябре в рамках проекта медиапарка "Южный регион-ДГТУ" в городе открывается павильон, где можно организовать полный цикл съемок. Справедливости ради надо сказать, что в Ростове еще совсем недавно существовала прекрасная производственная база - старейшая в России студия кинохроники, основанная в 1927 году, где было создано 300 фильмов и свыше трех тысяч киножурналов. Но здание в центре города продали, легендарной студии больше нет. Зато оптимизма, что богеме, что властям, не занимать.

- В регионе имеются все ресурсы для производства фильмов, - утверждает директор донской кинокомпании "Артист" Сергей Голюдов. - Половину киногруппы можно собрать здесь.

Голюдов уточнил, что пока речь не идет о серьезных блокбастерах. Но даже если в городе будут сниматься только бесконечные сериалы для домохозяек, области дополнительные деньги и слава не помешают.

Представители киноиндустрии заявили, что им нужна поддержка местных властей.

- Одного колорита мало, - уверен продюсер и режиссер Сергей Гинзбург. - Надо построить такую экономическую модель, при которой было бы выгодно снимать. Вот тогда у вас будут все. Сделайте так, чтобы продюсеру стало выгодно, и мы тут же появимся.

Правительство региона не скрывает заинтересованности в проекте создания кинокластера. Был проведен мониторинг гостиниц, администрация обещает помочь с выделением земельных участков для строительства студий, с обеспечением транспортом. Опять же, о провизии беспокоится творческий люд. Власти обещают: поспособствуем, всю логистику организуем, в том числе и гастрономический процесс обеспечим.

Продюсеры предупредили, что от слов пора переходить к делу. Если за год не будут предложены реальные инициативы, то идею кинокластера могут украсть конкуренты - Геленджик, Сочи или Ялта.

Сумеют ли донские власти собраться и не упустить этот шанс? А то как бы не повторилась история с кинопрокатом, который сейчас в большом загоне. По этому поводу темпераментно высказался греческий режиссер Андреас Пентзис:

- В России проживают 140 миллионов человек, и не говорите, что при таком количестве зрителей ничего нельзя сделать. Или дайте мне пистолет!

Вот так и с кинопроизводством: все для него в Ростове есть, и не говорите, что ничего нельзя сделать.

Кстати

После презентации сценариев на фестивале Bridge of Arts продюсер Сергей Багиров заключил предварительное соглашение о съемках сериала в донской столице. Фильм будет посвящен криминальному прошлому Ростова-папы. Сумма сделки не разглашается.

Между тем

Фильмы, которые снимались на Дону в 2010 - 2014 годах: "Тихий Дон" - режиссер Сергей Урсуляк, "Молодая гвардия" - режиссер Леонид Пляскин, "Однажды в Ростове" - режиссер Константин Худяков, "Французская кулинария" - режиссер Сергей Сенцов, "Местные новости" - режиссер Виктор Шамиров, "Если ты не со мной" - режиссер Игорь Мужжухин, "Власик" - режиссер Алексей Мурадов, "Портрет в сумерках" - режиссер Ангелина Никонова, "Хуторянин" - режиссер Виктор Мережко.