Инициаторами изменений стали некоммерческие правозащитные организации, которые обратились с жалобами в Конституционный суд (КС) на отсутствие сроков проведения проверок прокуратурой. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона "О прокуратуре РФ". Правительство в свою очередь предложило не ограничивать поправки НКО и распространить их на все организации, которые имеет право проверять прокуратура.
Сейчас возможности прокуратуры при проведении проверок практически безграничны. Под прокурорский надзор подпадает деятельность всех юридических лиц, как коммерческих, так и бюджетных (образовательных учреждений, учреждений культуры, библиотек, больниц), и органов государственной власти. Прокуратура также может проверять некоммерческие организации: благотворительные и правозащитные фонды, общественные объединения. "Законопроект направлен на устранение правовой неопределенности, возникающей в ходе проведения проверок со стороны прокуратуры, в том числе в отношении сроков", - говорит Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро "Замоскворечье".
Поводом для проведения проверки становится жалоба граждан на действия организации. При этом предмет проверки не имеет ограничений. Так, прокурорская проверка может касаться ненадлежащего обслуживания, нарушения санитарных норм, продажи просроченных продуктов. Для прокуратуры не является препятствием в проведении проверки наличие контролирующего органа, в компетенцию которого непосредственно входит устранение нарушений, обозначенных в жалобе. Так, прокуратура проверяет неуплату налогов при наличии поступающих сигналов, нарушения трудового законодательства, а не перенаправляет жалобы в ФНС и Роструд. Работу организаций осложняет тот факт, что прокурорская проверка может начаться по жалобе на одно нарушение и переключиться на выявление других недостатков в работе организации.
"Законопроект устанавливает сроки проведения прокурорской проверки, - поясняет Роман Скляр, партнер юридической фирмы "Интеллектуальный капитал". - Они не должны превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях по решению прокурора этот срок может быть продлен еще на 30 календарных дней. Дальнейшее продление на срок, не превышающий 30 календарных дней, допускается только по решению генерального прокурора или его заместителя".
Шансы на прохождение у документа высокие, но к существенным изменением в правилах проведения проверок он не приведет. По сути, произойдет "превращение" указаний КС, которыми прокуратура руководствуется в своей контрольной деятельности сегодня, в форму закона. "Как неоднократно отмечал КС, сроки проведения прокурорской проверки законом не установлены", - отмечает Роман Скляр. Однако эти сроки не могут превышать тех, что установлены Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ. Так как основанием для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня регистрации. "В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней", - отмечает спикер.
Поправки в закон меняют не только сроки проверки, но и сроки предоставления информации. "Устанавливается 10-дневный срок для предоставления истребованной информации, - говорит Роман Скляр. - В случаях проверки исполнения законов этот срок составляет 5 дней, в исключительных случаях документы предоставляются в течение суток со дня поступления требования прокурора". Минимальный срок установлен для случаев, когда есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному, при ЧП природного и техногенного характера. При этом законопроектом ограничивается перечень документов, которые контролеры могут истребовать при проведении прокурорской проверки. В частности, не могут быть истребованы документы, не относящиеся к предмету проверки, переданные ранее, а также документы, имеющиеся в открытом доступе. Законопроект позволяет исключить возможные злоупотребления со стороны работников прокуратуры, связанные с истребованием множества документов, подготовка которых может фактически парализовать работу компании.
"Важным положением законопроекта, имеющим значение для коммерческих организаций, является то, что в случае приостановления проведения проверки (которое допускается на срок до 6 месяцев) все изъятые у проверяемой организации оригиналы документов подлежат возврату, если только не решается вопрос об уголовном преследовании", - отмечает Александр Румянцев, младший партнер практики "Юридическое и налоговое сопровождение" консалтинговой группы "НЭО Центр".
Поправки должны сделать проверки прокуратуры более упорядоченными и предсказуемыми для компаний. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели и предмет проверки, однако эффект внезапности в проверках прокуратуры останется. "Законопроект также устанавливает, что решение о проведении проверки должно быть принято и доведено до сведения руководителя организации не позднее дня начала проверки", - отмечает Артем Сирота, партнер юридической компании Sirota & Partners. Предполагается, что руководитель организации узнает о проверке до ее проведения, но времени, чтобы устранить нарушения, на которые поступили жалобы граждан, у него не будет. Однако формулировка вполне позволяет проверяющим уведомить руководителя и после начала проверки, главное соблюсти временное ограничение - сделать это в тот же день.