Информацию о предполагаемой сделке подтвердили в обеих компаниях. Акционеры "Трансаэро" рассчитывают, что такая радикальная мера позволит защитить интересы пассажиров, персонала и партнеров перевозчика. Игорь Шувалов в свою очередь высоко оценил роль всех сотрудников и менеджеров компании в современной гражданской авиации страны. Деятельность "Трансаэро" будет полностью изменена и интегрирована в группу "Аэрофлота", пояснил крупнейший авиаперевозчик России.
Через полчаса после появления первых новостей акции "Трансаэро" взлетели в цене на Московской бирже почти на 40 процентов, на пике акция стоила 116 рублей, однако затем она сбавила темпы удорожания. "Аэрофлот", наоборот, вчера днем отреагировал более умеренным движением вниз - в пределах пяти процентов.
Очевидно, что "Трансаэро" не могла спастись без очередного транша госгарантий, говорят эксперты, так как вариантов всего предполагалось несколько, среди которых наиболее вероятный - банкротство. Общий долг компании по итогам 2014 года составлял почти 65 миллиардов рублей, а госгарантии в прошлом году она смогла получить лишь на девять миллиардов.
"Принятое решение позволит стабилизировать позиции России на международном рынке авиаперевозок и устранить риски потери занимаемой нами доли в данной отрасли", - рассказали информагенствам в минэкономразвития.
"Сегодня вся авиационная отрасль страны несет серьезные убытки, поэтому в нынешней экономической ситуации при существующей нормативно-правовой базе было невозможно спасти предприятие, - рассудил глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Долговая нагрузка на компании растет, расходы на оплату кредитов и выполнение обязательств перед всеми финансовыми организациями очень высоки. То есть реструктуризация долга без госгарантий невероятна".
Стоимость сделки составит один рубль, сообщил информагентствам источник, присутствовавший на совещании у Игоря Шувалова. Однако это не означает, что в документах будет прописана именно эта сумма - скорее всего, имеется в виду некая символическая плата, так как фактически "Аэрофлот" самостоятельно будет погашать долги "Трансаэро", что и станет полноценной суммой выкупа.
Одним из вариантов выживания для "Трансаэро" могла бы стать схема использования "мокрого" лизинга, который предполагает, что если пассажиропоток падает и часть самолетов становятся ненужными, то их можно передать в аренду иностранной компании вместе с экипажем, но такой механизм в России отсутствует. Поэтому теперь главное - понять, что принесут рынку и потребителям нашумевшие новости.
"Плюсы сделки в том, что перед авиапассажирами, которые уже приобрели билеты на рейсы "Трансаэро", будут выполнены все обязательства, - продолжает Олег Пантелеев. - В крайних случаях, если будет принято решение сократить число рейсов, все потребители получат гарантию, что им вернут уплаченные деньги за билеты".
С другой стороны, в случае реализации сделки не стоит ожидать моментальных кадровых перестановок в "Трансаэро", считает собеседник "РГ". При этом в среднесрочной перспективе, вероятно, начнется постепенное сокращение персонала поглощаемого перевозчика.
Для рынка и пассажиров отсутствие радикальных потрясений после объявления о подобных сделках - самое важное. Но есть здесь и отрицательный момент, с которым сегодня придется смириться: на группу "Аэрофлота" придется чрезвычайная концентрация авиаперевозок. "В связи с этим может произойти рост цен на авиабилеты, так как с 2011 года отрасль убыточна, а без повышения тарифов невозможно обеспечить и выживаемость индустрии", - заключает Олег Пантелеев. Но это уже общая тенденция, характерная сегодня для всех отраслей.
Возможная сделка "Аэрофлота" по выкупу акций "Трансаэро" должна пройти с соблюдением антимонопольного законодательства. Вчера в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство от авиаперевозчика не поступало, сообщили в пресс-службе. Но как только его пришлют, ведомство начнет анализировать ситуацию на рынке и решит, насколько такая сделка может ограничить конкуренцию.
У ФАС в этом плане будет выбор: запретить поглощение, полностью одобрить или одобрить с некоторыми требованиями, пояснил "Российской газете" тонкости процесса старший научный сотрудник Центра институционального развития РАНХиГС при президенте РФ Вадим Новиков.
"Требования могут быть самыми разными: либо с точки зрения поведения компании, либо с точки зрения структурирования сделки, - продолжил эксперт. - Например, ФАС может поставить условие неполного выкупа бизнеса, то есть чтобы какая-то его часть осталась в ведении поглощаемого игрока. Или после проведения всестороннего исследования рынка - перераспределение маршрутов следования. На одних рейсах летает много авиакомпаний и конкуренция там может быть достаточной, а на других направлениях работают всего несколько перевозчиков, и там уже придется детально разбираться".
Как заметил в беседе с РИА Новости источник из минэкономразвития, почти на всех маршрутах присутствуют более трех авиаперевозчиков, поэтому монополизации быть не должно.
После того как ФАС получит уведомление от "Аэрофлота" с базовой информацией, ведомство может запросить больше данных. Сколько на это уйдет времени - предсказать не удастся. Но как только антимонопольный орган скажет, что полученных сведений достаточно, можно начинать отсчет: около трех месяцев на рассмотрение. "Конечная стадия - это опять же ФАС. Правительство в этом формально не участвует. Решение ведомства может отменить суд", - пояснил собеседник "РГ".
Справка "РГ"
"Трансаэро" - вторая по величине пассажирская авиакомпания в России и первое частное предприятие в отечественной отрасли. 30 сентября она отмечает юбилей - 25 лет.
Авиаперевозчик стал первым, кто на внутренних перевозках организовал бизнес-класс, начал использовать Boeing в гражданской авиации, предложил различные акции, поощряющие постоянных клиентов, и заказал крупнейший серийный авиалайнер в мире Airbus A380.
Успехи компании в свое время отметило агентство Skytrax, которое присудило "Трансаэро" первое место в номинации "Авиакомпания мира, добившаяся наибольшего прогресса". А в этом году перевозчик вошел в двадцатку самых безопасных авиакомпаний на Земле по версии немецкого центра изучения безопасности полетов на воздушном транспорте JACDEC.