Штрихкод в свое время сам совершил революцию, впервые появившись в США в 1974 году на упаковках с жевательной резинкой. Быстро распространившись и на другую продукцию, он существенно облегчил жизнь и кассирам, и логистам.
Но сегодня штрихкод не может дать потребителю действительно нужной информации: состава продуктов, аллергенов, конкретного места происхождения товара. Ее можно найти на остальных частях упаковки, но все больше покупателей стремятся получать такие сведения через Интернет или камеру мобильного телефона.
Как в итоге будет выглядеть обновленный штрихкод, пока неясно. Сейчас многие производители уже пытаются ввести дополнительную маркировку, которая позволит дистанционно получать нужные сведения о товаре. В России такая идея тоже обсуждается.
Наибольшей популярностью пока обладает QR-код - квадрат, составленный из нескольких точек. Для считывания информации нужен смартфон с фотокамерой и установленное на него приложение. В итоге на экране мобильного телефона появляется нужная информация либо пользователь автоматически переходит на сайт, ссылка на который зашифрована в QR-коде. Однако многие сканеры в магазинах пока не могут его считывать.
По мнению экспертов, производители могут прийти к соглашению по этому вопросу в течение года.