Налог на имущество организаций является региональным. Полномочия по установлению размера налоговых ставок и льгот по нему принадлежат регионам. В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ этот налог в полном объеме поступает в бюджеты субъектов. Однако статьями 380 и 381 Налогового кодекса РФ на федеральном уровне установлены льготы, применение которых приводит к существенным потерям доходов региональных бюджетов.
"Инициатива вологодских властей понятна и объяснима, - говорит Александр Базыкин, управляющий партнер консалтинговой компании Heads. - Речь идет о пополнении региональных бюджетов, которые сократились вследствие федеральных налоговых льгот". Для сохранения их доходной базы депутаты Вологодской области предложили исключить норму об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства (ОС). А в виде стимула к модернизации оборудования и машин предложили установить льготную налоговую ставку в отношении указанного имущества в размере не выше 1,1%. В отношении объектов движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1051 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми, предложено ввести налоговую ставку в размере не выше 2,2%.
Также депутаты считают необходимым сократить переходный период, установленный статьей 380 НК в отношении имущества организаций естественных монополий, с 2019 года до 2017 года. Документом предлагается установить шкалу ставок налогообложения имущества естественных монополий, позволяющую в более короткие сроки уравнять условия налогообложения организаций естественных монополий с условиями налогообложения других организаций. "Напрямую физических лиц-налогоплательщиков этот налог не коснется, но позволит расширить региональные бюджеты", - отмечает Базыкин.
Кроме того, депутаты выступают за отмену льготы в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. "Если законопроект примут, то он определенно позволит пополнить бюджет, поскольку налоговые поступления вырастут (оценочно на 10-20% по налогу на имущество организаций), - считает Сергей Литвиненко, адвокат компании "Деловой фарватер". - Однако это в свою очередь принесет ряд негативных последствий, поскольку из-за того, что налогоплательщики будут вынуждены платить больше сумм налогов, они увеличат тарифы на перевозки, тарифы на электроэнергию, оптовые цены на природный газ".
Противников у документа наберется много. "Против будут многие представители бизнес-сообщества, если имущество, принятое на учет в качестве ОС, с 2013 года будет облагаться налогом, - говорит Алексей Глазунов, управляющий партнер Первой московской ассоциации адвокатов АБ "Глазунов и партнеры". - Также против выступят организации, которые сейчас не платят налог на имущество организаций за федеральные дороги общего пользования".