Анатолий Павлович, в чем причины кадрового кризиса в лесной отрасли?
Анатолий Петров: В первую очередь в изменениях законодательства. Лесной кодекс передал основные полномочия в области лесных отношений на исполнение органам государственной власти субъектов РФ, разделил в управлении лесами государственные и предпринимательские функции и возложил ответственность за ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, переданных в аренду, на частный бизнес. Таким образом, был создан новый сегмент на рынке труда в государственном секторе. Он представлен органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесничествами, призванными осуществлять исключительно государственные функции и предоставлять госуслуги, будучи свободными от выполнения каких-либо обязательств по ведению лесного хозяйства.
В этом сегменте работает примерно 40-45 тысяч руководителей и специалистов, при этом получить информацию о фактическом количестве работающих затруднительно по причине отсутствия на федеральном уровне отчетности по кадрам в системе управления лесным хозяйством. Нет также официальной статистики о структуре и квалификации кадров, выполняющих государственные функции и предоставляющих госуслуги в системе лесоуправления.
Кризис кадровой политики усугубляется еще и тем, что только три процента лиц, замещающих должности государственной службы, имеют профильное высшее образование в области менеджмента и администрирования. Тестовый контроль знаний, проводимый нашим институтом, выявляет удручающе низкий уровень знаний слушателей по вопросам лесного законодательства, нормативно-правового регулирования лесных отношений, лесной экономики.
Кроме того, регионы в отсутствии утвержденных на федеральном уровне административных регламентов исполнения переданных им полномочий довольно "свободно", а в ряде случаев, безответственно подошли как к формированию органов управления лесами на региональном уровне, так и укомплектованию их кадрами руководителей и специалистов.
В целом ряде регионов государственное управление лесами в качестве федерального имущества соединено с управлением частной лесной промышленностью. Еще более распространено соединение в органах государственной власти функций госуправления лесами с функциями управления лесохозяйственной деятельностью. Негативные последствия интеграции административных и хозяйственных функций вопреки положениям статьи 83 Лесного кодекса очевидны: они проявляются в росте коррупционной емкости управленческих решений с соответствующим подбором кадров, обеспечивающих реализацию коррупционных рисков в целях собственного обогащения.
Наконец, в стране нет долговременной межведомственной государственной политики в области лесного образования. Практически речь идет о развитии и модернизации лесного образования как о главном пути преодоления кризиса кадровой политики.
Полную версию текста читайте 16 сентября.