Москвичи получили новый способ передвижения по городу: на машине, взятой напрокат всего на несколько минут. Для этого достаточно скачать из Сети мобильное приложение, дающее доступ к краткосрочной аренде автомобиля, выбрать с его помощью ближайшую машину, зарегистрироваться - и в путь. Обещанную в августе правительством Москвы услугу с иностранным названием каршеринг запустил вчера мэр Москвы Сергей Собянин.
- Во многих городах мира реализован современный проект каршеринга, - сказал он, обращаясь к журналистам. - Это дополнительная транспортная услуга. Она не заменяет общественный транспорт и такси, но дает горожанам еще одну возможность передвигаться, особенно там, где есть проблемы с трафиком. Человек берет машину в краткосрочную аренду, едет, куда ему надо, а затем оставляет ее там, где ему удобно.
Машины, о которых он говорил, раскрашенные в серый цвет с оранжевой полоской, уже стояли на Новом Арбате, готовые доставить горожан в любую точку города.
- Это только первые 100, - объяснил Винченсо Трани, президент итальянской компании, взявшей на себя роль первопроходца с новой услугой в Москве. - До конца года мы доведем их число до 500. Но не имеем ничего против и того, чтобы у нас в Москве с каждым днем появлялось все больше конкурентов. Чем больше машин, тем больше желающих, воспользоваться ими.
Итальянцы не считают, что рискуют, заводя новый бизнес в Москве. Они не только вложили серьезные инвестиции в приобретение для него автопарка, но еще и поддержали российский автопром, закупив машины "Хундай- солярис", сделанные в Калининграде, а не свои, итальянские.
- В Цюрихе, столице Швейцарии, каршеринг действует уже 20 лет, - продолжал Винченсо Трани. - Давно им пользуются и в городах США, и в Италии. Привыкнут и москвичи.
Такой же точки зрения придерживается посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини. Приехав на старт каршеринга, он заявил:
- Уверен, что новая услуга принесет пользу москвичам.
Главный аргумент в пользу каршеринга по их мнению - это свобода, которую получает человек, беря автомобиль в краткосрочную аренду. Не надо ломать голову, где припарковаться, как приходится ломать сейчас, выезжая на своей машине, не надо заботиться о ее мойке, заправке... Все эти вопросы уже решены компанией и городом. Например, город разрешил всем компаниям, внедрившим каршеринг, платными парковками пользоваться по льготной цене - 60 тыс. рублей за три года, в то время как самый дешевый абонемент сейчас стоит 80 тысяч рублей в год.
- Но пока таких компаний одна, - прокомментировал решение властей заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. - Но эту льготу получит любая компания, которая захочет присоединиться к оказанию этой услуги. Для этого ей нужно лишь выполнить простые требования, предъявляемые правительством Москвы: представлять москвичам автомобили не ниже класса Евро-4, в возрасте не старше года и имеющие стандартную раскраску, которая поможет горожанам быстро находить их.
В любом случае, подчеркнул Максим Ликсутов, сама Москва заниматься этим бизнесом не намерена.
Между тем, по расчетам экспертов, отметил Собянин, объем рынка для каршеринга составляет около 10 тысяч машин. Причем, каждая из них, по расчетам тех же специалистов, может заменить 10 частных машин и таким образом, снизить транспортную нагрузку на московские дороги. Москвичам же, каршеринг поможет еще и сэкономить, так как плата за арендованное авто им обойдется на 30 процентов дешевле, чем скажем, поездка в такси по стандартному тарифу. Тариф же краткосрочной аренды на первый месяц объявлен льготный: 5 рублей за минуту, а в дальнейшем - 8,9 рубля за минуту пользования автомобилем.
Показывая Собянину, как выглядит каршеринг на практике, представитель компании зарегистрировался по своему сотовому на мобильном приложении компании. Затем сел в машину, попутно пояснив:
- На то, чтобы добраться до машины после регистрации дается 20 минут. Если вы не уложитесь в это время, то за бронь придется уже платить - 1,5 рубля за минуту. Если в машине все устраивает, нажать кнопку o'k - и в дорогу. Машина поцарапана и вы волнуетесь, что счет за это предъявят вам? Нажмите другую кнопку - для связи с диспетчером. Если он скажет, что все повреждения зафиксированы и вам ничего не грозит, то можно ехать. Или отказаться от поездки и найти другую машину.
В общем, Винченсо Трани уверен, что новая услуга скоро станет для москвичей такой же неотъемлемой частью жизни, какой стал компьютер, 20 лет назад бывший доя большинства диковинкой. По крайней мере, как показывает международный опыт, 30 процентов пользователей каршеринга свои автомобили просто продают.
Справка "РГ"
В настоящее время активными пользователями каршеринга являются около 7% населения Милана, 6% - Берлина и 4,6% - Мюнхена.
В Москве первые 3 года после запуска этой услуги зона пользования ею ограничена пределами МКАД плюс 5 км, при этом необходимо вернуть автомобиль на парковку в пределах Третьего транспортного кольца. С декабря 2015 года зона возврата автомобиля будет расширена до МКАД.