Чем обернулась реконструкция 50 улиц в центре Москвы

Вот и осень пришла. А с ней, похоже, наступает и конец мучениям москвичей, все лето перешагивающим-перепрыгивающим через перекопанные по всей Москве улицы. Потихоньку исчезают стрелки, показывающие автомобилистам объезд мест, где шли работы, уходят с улиц колонны техники. Самое время присмотреться, ради чего же мы терпели все эти неудобства? Что останется в итоге?

По дороге Золотой Орды

Иду по Большой Ордынке. Древнейшая улица столицы, откуда начиналась дорога на Золотую Орду. Историки говорят, что именно здесь останавливались ханские послы, тут жили тяглые люди, отправлявшие в Орду дань, собранную с русских княжеств. Сохранилось немало исторических зданий, правда, более позднего периода - ХVII, ХVIII и ХIХ веков. Но редкий прохожий, спеша по своим делам по узким выщербленным тротуарам, мимо домов с облезлыми фасадами, вспоминал об этом. Слишком уж неказисто выглядела улица. Сейчас Большую Ордынку, работы на которой закончились в конце августа, не узнать. Пешеходы получили пространство на 2-3 метра шире прежнего. Все оно замощено крупной светлой плиткой. Так захотели жители самой Большой Ордынки, проголосовав на электронном референдуме. В итоге пропускная способность тротуаров повысилась вдвое - с 3 до 6 тысяч человек в час.

Фасады зданий отреставрированы. Добавилось зелени. Не стыдно будет москвичам, если гости столицы заглянут и во дворы. Взглянуть на некоторые из них сюда порой приезжают специально. Как, например, двор у дома N 17, известный как Дом Ахматовой. Поэтесса останавливалась здесь в квартире своих друзей Виктора Ардова и Нины Ольшевской, когда бывала в Москве с 1938 по 1966 год. В этом дворе был установлен и первый в России памятник Анне Ахматовой. Аккуратно забетонированный, со свежепосеянным газоном, цветником двор сейчас выглядит удивительно просторным. Поклонники поэтессы удивляются: "Оказывается, есть еще настоящие московские дворы!"

Второе рождение Большой Никитской

Окончание благоустройства Большой и Малой Никитской, Спиридоновки, Большой и Малой Бронных вторым рождением назвал мэр. Глядя на обновленные улицы, даже вечно спешащие москвичи замедлили бег и перешли на прогулочный шаг - надо привыкнуть к тому, что город, еще недавно едва отвоевывавший у машин пространство для пешеходов, тут выдал целую сеть удобных маршрутов, связавших Манежную площадь с Садовым кольцом. Причем Большая Никитская - одна из немногих московских улиц, где сохранилось так много великолепных усадеб прошлых веков, творений Матвея Казакова, Василия Баженова и других знаменитостей. Любоваться ими теперь ничто не мешает. На широких тротуарах места хватает не только гуляющим, но и летним верандам, выставленным кафе. Значит, появилось в Москве еще одно место, где приятно посидеть теплым вечером без суеты и шума мегаполиса. И хотя день все короче, но по вечерам здесь по-прежнему светло за счет эффектных ретрофонарей.

"Освещенность города увеличилась на 40%", - заметил мэр. Москва вошла даже в пятерку самых освещенных столиц мира - вместе с Токио, Лондоном, Нью-Йорком и Парижем. И таких улиц, удобных для отдыха и прогулок, лишь к началу сентября добавилось 12, а к окончанию сезона благоустройства будет 43. Общая протяженность их со 120 км, обновленных за 2011-2014 годы, вырастет до 232 км.

Автомобилистов не обидели

И при всем этом власти уверяют, что не страдают и автомобилисты. Более того, скорость их движения увеличивается. Честно говоря, я верила в это с трудом. Но на той же Большой Никитской, например, пропускная способность транспорта и в самом деле выросла с 10,2 тыс. машин в час до 11,5 тыс. За счет чего? Просто сняли с проезжей части почти 160 рекламных конструкций. Выровняли улицу, убрав узкие горлышки, и они пошли ровным потоком".

Лишь за прошедшее лето благоустроено 112 километров столичных улиц

В этом и состоит главная фишка нового подхода московских властей: каждую из улиц они пытаются сделать комфортной и для пешеходов, и для автомобилистов.

- Этот проект отражает современные идеи, такие как "улица для жизни", "снижение интенсивности движения", "улица совместного пользования", то есть приходит понимание того факта, что автомобильное и пешеходное движение могут быть успешно совмещены в пределах одной улицы и что исключительно пешеходные улицы - скорее исключение, чем общее правило обустройства общественных пространств современного городского центра, - прокомментировал новшество директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

От центра до МКАД

И еще одно новшество: комплексное благоустройство шагнуло далеко за пределы центра Москвы, добралось до самой МКАД. Взять хотя бы Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе, в которые плавно переходит главная магистраль столицы - улица Тверская. Реконструкция этой трассы идет, пожалуй, дольше всего, почти уже 10 лет. За это время многое изменилось. Для того чтобы превратить ее в бессветофорную дорогу от Кремля до аэропорта Шереметьево, построены суперсовременные развязки и тоннели, самый сложный из которых - Алабяно-Балтийский - строители вот-вот все-таки обещают сдать. Теперь дело дошло и до внешнего облика трассы. Бульвары, которые делят Ленинградку на прямой ход и дороги-дублеры, радуют глаз свежезелеными рулонными газонами:

- Мы заменили ими 85 тыс. кв. м выжженных газонов, - рассказал "РГ" гендиректор фирмы-подрядчика Антон Базанов. - А чтобы такая же участь не постигла и наши газоны, мы, как в Европе, отделили их от дороги техническим тротуаром. На него зимой в ходе уборки техника будет сбрасывать снег вместе с реагентами, и трава страдать не будет.

Появились на этих зеленых полосах и диванчики, как из 50-х годов, - деревянные, с выгнутыми спинками, на черных чугунных ножках. Тротуары вдоль всей трассы также обновлены - в пешеходных зонах вымощены плиткой, а в транзитной части - бетонным покрытием. В новых гранитных бордюрах магистраль выглядит, как прочерченная по линейке.

"Для кого-то Ленинградка - это лишь дорога до аэропорта, а для кого-то - улица, на которой они живут и по которой их дети ходят в школу, - говорит Базанов. - Значит, она должна быть комфортной и для тех и для других".

По такому же принципу заканчивается благоустройство и Варшавского шоссе. Здесь обновили не только дорогу, - рассказал "РГ" Денис Дедов, но и все прилегающее к жилым домам пространство. Во многих дворах оборудовали отличные детские площадки, два ролледрома, две площадки с воркаутами, привели в порядок тротуары, на протяжении всего 15,5-километрового шоссе от станции метро "Тульская" до МКАД поставили красивые современные светильники. Помимо Ленинградки и Варшавки в этом году завершится благоустройство Каширского, Ярославского, Можайского, Щелковского шоссе и Рязанского проспекта.

Кстати

Расширением пешеходного пространства Москва, прежде имевшая один пешеходный Арбат, занялась в 2011 году. Первыми пешеходными стали Столешников и Камергерский переулки, затем улицы Покровка, Маросейка, Большая Дмитровка и другие. "И это не конец, - заверил москвичей Сергей Собянин. - В рамках программы "Моя улица" будем благоустраивать всю Москву. Ну а сейчас первый сезон реализации этой программы завершается - техника покинет улицы к 1 октября".