Елена Леонидовна, вы не первый год занимаетесь проблемой коммунальных неплатежей. Какими мерами, на ваш взгляд, нужно бороться с хроническими должниками?
Елена Николаева: Прежде чем начать применять к неплательщикам меры, необходимо разобраться, почему возникают неплатежи. Есть две категории граждан: "которые не могут" и "которые не хотят". Бороться надо с последними, первым надо помогать. Взимать повышенный размер неустойки за неоплату дифференцированно не получится, поэтому имеет смысл ограничивать поставку ресурсов.
Однако делать это только, к примеру, за потребленную электроэнергию, вне зависимости от того, по какому виду ресурса возникла задолженность, на мой взгляд, неверно. Считаю необходимым предусмотреть определенное минимальное количество ресурса в месяц, поставка которого будет осуществляться, а потом отключать. Соответственно, если человек не может платить, он будет экономно расходовать отпущенный ему ресурс, если не хочет - то будет вынужден это делать, иначе ресурс будет отключен.
На мой взгляд, недооцененной мерой является введение обременения на квартиры при наличии задолженности. Соответственно должник не сможет продать свое жилое помещение, пока не погасит задолженность. Такое предложение высказывалось, когда шла работа над законопроектом № 500410-6, но было отклонено.
Такая мера помогла в тех случаях, когда обратить взыскание на жилье по долгам нельзя, так как оно единственное пригодное для проживания.
По данным ВЦИОМ, рост коммунальных платежей ощутили на себе более 80 процентов россиян. Что дальше будет с тарифами?
Елена Николаева: Основная сложность, с которой мы боремся, - это непредсказуемость тарифного регулирования. Национальный интерес заключается в том, чтобы тарифообразование было максимально прозрачным, чтобы мы, как граждане, могли понимать, какие факторы и компоненты влияют на итоговый тариф и какими действиями мы можем его оптимизировать или сдерживать его рост.
Наша позиция, которую мы заняли еще в самом начале шестого созыва Государственной Думы, заключается в том, что тарифообразование должно быть долгосрочным. Депутаты Госдумы еще в 2012 году подготовили закон о долгосрочном тарифном регулировании, который в том же году был принят, однако пока до сих пор не полностью вступил в силу.
С 2016 года в нашей стране долгосрочные тарифные решения обязательны. В этом году процесс пошел достаточно активно - уже сейчас принято 875 долгосрочных тарифных решений. Надеюсь, с 2016 года ситуация значительно улучшится.
Помимо этого, мы разработали и провели федеральный закон № 417-ФЗ, по которому рост платы граждан за ЖКХ ограничили предельными индексами. Это эффективная мера - если проанализировать информационный поток, который идет в последнее время, то большинство граждан возмущено введением платежей на капитальный ремонт (поскольку это новый платеж), но никак не плановым ростом платежей за газ, холодную и горячую воду, электричество. Платежи за эти коммунальные услуги поднимаются два раза в год, и суммарное повышение платежа не превышает уровня инфляции - считаю, что это уже большая победа.
Может быть, одним из возможных решений сложившейся ситуации с неплательщиками станут квартиры "эконом-минус", которые позволят минимизировать коммунальные платежи? Как вы относитесь к новому антикризисному предложению на рынке жилья?
Елена Николаева: Появление жилья "эконом-минус" можно только приветствовать - на рынке недвижимости должны быть представлены разные классы жилья. "Эконом-минус" вполне может стать одним из видов социального или временного жилья.