Возврат к однолетнему бюджету объясняется постоянными колебаниями мировых цен на сырье, которые формируют половину федерального бюджета. Если, условно говоря, позавчера нефть стоила 120 долларов за баррель, вчера - 65, а сегодня 49, то планировать на три года вперед бессмысленно, жизнь все равно окажется богаче. Бюджет, сверстанный, исходя из среднегодовой стоимости нефти в 50 долларов за баррель, будет радикально уступать по своим возможностям бюджету, спроектированному под 80 и даже 60 или 70 долларов.
"С тактической точки зрения шаг верный: сужая горизонт планирования, правительство не дает невыполнимых обещаний на будущее и снимает с себя ответственность за точность среднесрочного прогноза в условиях, когда слишком легко ошибиться, - комментирует инициативу Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института экономической политики имени Гайдара. - С другой стороны, независимо от изменений мировой конъюнктуры нужно, чтобы власть демонстрировала свои планы. Такой трехлетний ориентир теперь мы теряем". Поправки в Бюджетный кодекс, впрочем, предусматривают, что трехлетнее планирование не отменяется совсем, а лишь не распространяется на бюджет 2016 года.
Такое среднесрочное бюджетное планирование было введено в 2007 году.
Разумеется, параметры, однажды определенные для второго и третьего года трехлетки, потом много раз менялись, ежегодно вносились поправки и в бюджет на текущий год. Но, подчеркивает Сергей Дробышевский, поправки обычно были направлены в сторону увеличения расходов - почти каждый раз оказывалось, что нефть по факту стоит дороже, чем предвещал официальный прогноз, который просто обязан быть консервативным. Поэтому изменения в параметрах трехлетки не оказывали негативного информационного влияния. Сейчас все может быть иначе.
По словам замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, возврат к однолетнему бюджету - это в некотором смысле переход к политике оперативного реагирования. Она оправдана, когда либо нет никаких ресурсов и их приходится все время перераспределять, либо когда ситуация в экономике очень тяжелая. "Действительно, неопределенность высока, но нельзя сказать, что ресурсов у нас нет. И основной риск перехода к преимущественно краткосрочному реагированию заключается в том, что сиюминутные ориентиры могут в экономической политике заслонить ориентиры долгосрочные. Масса рисков, хотя мотивы такого решения вполне понятны. Главное, чтобы эта исключительная мера не стала правилом", - говорит эксперт.
Что касается бюджетного правила, то при обвале нефтяных цен и однолетнем бюджете оно по существу перестает работать. Его суть в том, что оно не дает госрасходам увеличиваться пропорционально росту цен на нефть - обязательно часть этой "незапланированной" прибыли от изменения мировой конъюнктуры должна откладываться в резерв на случай периода низких цен и вообще на всякий пожарный случай.
Но бюджет на следующий год, очевидно, будет сверстан с дефицитом, а цена нефти, которая в нем будет заложена, заведомо ниже средней за последние три года. Так что отсекать лишние доходы не придется.
Еще одно новшество - минфину дается почти на месяц больше времени на подготовку проекта бюджета. Он должен быть внесен в парламент до 25 октября, а не до 1 октября, как предполагает Бюджетный кодекс.
Поправки об однолетнем бюджете Дума может рассмотреть уже в конце следующей недели, сообщил глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Между тем
За январь-июль в и региональные бюджеты налогов поступило на 12 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.