Жилищное законодательство в целом весьма неустойчиво: за 10 лет после введения в действие ЖК РФ в него более 40 раз вносились изменения и дополнения, принято большое количество подзаконных правовых актов. Однако число претензий собственников по-прежнему велико - плата за жилищные и коммунальные услуги растет, качество последних оставляет желать лучшего, газовые плиты в домах взрываются, доля аварийного и ветхого жилья остается высокой. Нормы законов об управлении МКД должны были превратить управление в самостоятельный вид экономической деятельности. Но этого не произошло, так как стоимость содержания общего имущества МКД часто определяется органами публичной власти с нарушениями утвержденных правил. В результате сегодня многие управляющие организации (УО) находятся на грани банкротства.
Сегодня разработка стратегии развития жилищной сферы, основанной в том числе на опыте управления МКД, стала одной из важнейших задач.
Одно из ее решений представлено в проекте "Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ до 2020 года" (Стратегия-2020), разработанной Министерством строительства и ЖКХ РФ. Однако Стратегия-2020 не в полной мере соответствует требованиям законодательства о стратегическом планировании в РФ. Кроме того, ее положения обоснованно критиковались экспертным сообществом. В частности, эксперты указывали, что пятилетний горизонт планирования недостаточен для коренных изменений в ЖКХ. Отметим, что Комитетом по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ вносились предложения по редакции Стратегии-2020, ряд из которых был принят разработчиками. В частности, в новую редакцию Стратегии-2020 включены следующие предложения: по совершенствованию норм института объединений собственников помещений в МКД; о внесении изменений в условия и порядок оплаты коммунальных услуг и ресурсов (скидки при предоплате, изменение сроков оплаты и др.); о государственной регистрации права на общее имущество в МКД; об установлении в рамках института лицензирования требований к УО по размерам уставного капитала, оборотных средств и т. д., которые позволят устранить нестыковки во взаиморасчетах между УО и ресурсоснабжающими организациями (РСО).
По нашему мнению, доработанная стратегия является достойной основой для включения в Стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 г.