Беспилотные автомобили помогут обществу сэкономить триллионы долларов
Аварии на дорогах происходят значительно чаще по вине водителей, чем из-за неисправности автомобиля. Теперь представим, что машина самостоятельно двигается по дороге с четырьмя полосами, поддерживает заданную скорость и проводит маневры обгона. Такой автомобиль способен в разы снизить количество аварий и изменить ситуацию с пробками на дорогах. Уже сейчас есть модели, которые частично "берут в свои руки" управление, снижая нагрузку с водителей. В будущем это будет полный автомат.
По результатам исследования при распространении автомобилей-роботов только в США число аварий со смертельным исходом может уменьшиться более чем на 30 тысяч в год, время в пути сократится на 40%, люди получат в свое распоряжение до 80 млрд часов, затрачиваемых на ежедневные поездки на работу и пробки на дорогах, а потребление топлива снизится на 40%. В денежном выражении выгода достигает 1,3 трлн долларов.
При этом появление самоходов означает решение новых задач для изготовителей комплектного оборудования, поставщиков, регуляторов, операторов инфраструктуры и общества в целом. "Для распространения автомобилей-роботов необходимо сотрудничество предприятий отрасли, которое позволит решить техпроблемы, включая вопросы, связанные с компьютерной безопасностью, созданием карт высокого разрешения и взаимодействием автомобилей друг с другом и дорожной инфраструктурой", - утверждает Николаус Ланг, старший партнер BCG.
Он также добавил, что нужно будет решить вопросы сертификации автомобилей и новой нормативно-правовой базы. "Сотрудничество с участием бизнеса и власти необходимо для обсуждения взаимовыгодных условий и решения проблем, которые возникнут при изменении автомобильной отрасли", - говорит Николаус Ланг.
По словам аналитиков, сегодня общество готово принять на дорогах роботов, если автомобиль будет безопасен, надежен и защищен от киберпреступности. "Одна авария со смертельным исходом, даже если виновником будет не автомобиль, может на поколение отсрочить распространение беспилотников", - отмечает Ксавье Моске, старший партнер BCG и соавтор отчета.
При этом противниками выпуска автомобилей-роботов могут стать, например, таксисты, подобно тому как они выступали против распространения в Европе сервиса по вызову водителей Uber.
По словам Азата Тимерханова, ведущего аналитика агентства "Автостат", автомобили-роботы - это вопрос времени. "Сложность состоит лишь в том, какого времени: ближайшего или отдаленного, - говорит он. - Размышлять об этом сродни написанию фантастического рассказа. Наверное, ряд нынешних проблем на дорогах будет решен, поскольку в будущем автомобили будут не только ездить, но, возможно, и летать. С другой стороны, из-за этого могут появиться новые проблемы".
А вот законодательные органы одобряют социальные выгоды роботизированных машин, однако мнения регуляторов или администраторов кое-где расходятся, говорится в отчете. Регуляторы настроены настороженно и сомневаются, что технологии будут эффективны в реальных условиях. "При этом мэры мегаполисов одобряют автомобили-роботы, которые позволят решить актуальную проблему - городских пробок", - отмечает Антонелла Мей-Почтлер, старший партнер BCG.
Аналитики обращают внимание, что вопросы регулирования сильно различаются в зависимости от региона. В любом случае для начала эксплуатации на общественных дорогах необходимо внести поправки в Международные правила дорожного движения, например, Венскую конвенцию. Кроме того, сегодня эксплуатация машин-роботов во многих юрисдикциях запрещена законом. Выпуск их на рынок требует обновления стандартов сертификации транспортных средств и технологий. Действующие стандарты в Европе и других странах запрещают это. В США и других юрисдикциях ответственность за аварии может быть переложена с водителя на производителя, что требует надлежащего контроля.
Во всем процессе распространения машин-роботов важно, чтобы правительственные организации и участники отрасли тесно сотрудничали для принятия необходимых нормативов по совершенствованию технологий. Одной из форм партнерства должно стать создание и обновление карт. Для роботов будут допустимы лишь незначительные расхождения между установленными цифровыми картами и реальностью. Перемещение таких автомобилей полностью зависит от точности карт высокого разрешения (HD): погрешность не должна превышать десяти сантиметров. Однако из-за постоянного строительства дорог потребуется регулярное обновление HD-карт.