Работая над книгами, интеграторы стремились представить функциональные возможности используемых технологий, издательства, наоборот, ограничивались допустимым минимумом. В итоге в дополнение к бумажным учебникам появились сразу два типа электронных дублеров: перенасыщенный интерактивным контентом (на каждой странице тесты, видео, галереи изображений, виртуальные лабораторные работы и т.п.) и максимально упрощенный (с набором функций, определенных требованиями минобрнауки). Пока технологии для создания мультимедийной образовательной среды оказались не востребованы со стороны производителей контента, а представители ИТ-отрасли не получили базу для развития перспективных образовательных сервисов.
Российские издательства в большинстве своем продемонстрировали неготовность передавать кому-либо контент, считают интеграторы. Вместо организации полноправного сотрудничества с технологическими компаниями и вендорами издательства активно принялись самостоятельно производить электронные версии учебников. Это с учетом особенностей образовательной среды в стране и уровня развития технологий вполне возможно. "Процесс создания простейших электронных книг не требует серьезных вложений и привлечения специалистов высокого уровня. Достаточно научиться верстать бумажные учебники и дополнительные материалы сразу в том виде, который пригоден для быстрого перевода их в электронный формат", - говорит Рубен Акопов, генеральный директор компании "Орфограф", которая в 2014 г. выиграла тендер минобрнауки на разработку стандартов электронных учебников.
Возможно, именно простота технологического процесса и стала причиной появления массы минималистичных электронных вариантов, что явилось яркой характеристикой уровня развития как самого рынка электронных учебников, так и сферы электронного школьного образования в целом. "Предлагаемые ИT-рынком технологии оказались невостребованными. В итоге не были созданы конкурирующие системы, которые предоставляли бы возможность получить доступ ко всему объему учебной литературы. А ведь именно это необходимо потребителю. Издательства, породив каждое свою систему, только усугубили хаос на рынке школьного ИТ", - считает Дмитрий Изместьев, вице-президент по инновационным технологиям группы компаний ЛАНИТ.
По мнению Нукри Башарули, генерального директора компании "Азбука", несмотря на то что контент является базой для создания электронной учебной среды, строительством образовательных сервисов должны заниматься не издательства, а компании, более компетентные в технологических вопросах и обладающие необходимым опытом. Издательства к перераспределению ролей оказались не готовы. "Они хотят делать образовательные сервисы самостоятельно. С таким подходом мы будем очень долго ждать этих сервисов", - сетует Башарули.
Представители интеграторов отмечают, что помимо прорывных технологий за бортом процесса появления в России электронных учебников остался и опыт учителей, у которых за годы преподавательской деятельности накопилось немало ценных наработок и контента. "Сейчас нужны методики создания образовательных ресурсов и технологии их создания, а не замерший отгрифованный учебник. Учеба - это творческий процесс. Он может строиться по-разному. Один учитель набирает различные готовые ресурсы из Интернета (презентации, видеосюжеты, фотографии) и соединяет это в единый авторский урок. Другой берет уже готовый урок или презентацию, выложенную его коллегами. Какова в этом процессе роль электронного учебника, созданного по образцу бумажного?" - интересуется Башарули. По его словам, отечественным производителям учебников не мешало бы внимательнее присмотреться к опыту зарубежных коллег: международные издательства (например, Pearson и Discovery) открыты к различным пилотным проектам и апробациям. Они не боятся работать на цифровом рынке и хотят быстро получать реакцию, чтобы иметь возможность менять контент, реагируя на потребности пользователей.
Низкой чувствительностью российских издательств к мировым трендам объясняется и то, что многие из них, занимаясь электронными учебниками, изобретают собственные форматы, считают системные интеграторы. Хотя уже года три назад было понятно, что востребованными будут открытые стандарты, которые позволяют легко дополнять учебник любым контентом, например ePub. Инициативность издательств в вопросах собственных разработок скорее затормозила, чем подтолкнула развитие российского рынка электронных учебников: изыскание новых способов доставки контента требует серьезных вложений, а любые дополнительные инвестиции отражаются на стоимости конечного продукта - электронной книги. Поскольку последняя не должна быть дороже бумажного оригинала, то и рассчитывать на существенные бюджеты, потраченные на разработку, не стоит. Электронные же дублеры бумажных учебников не дают качественных изменений даже при массовом внедрении в школы.
В издательствах уверяют, что говорить о качественных преобразованиях учебного процесса рано. Электронный учебник - новшество для отечественной школы и требует времени и принятия со стороны всех участников образовательного процесса. По словам директора по развитию образовательных информационных технологий издательства "Русское слово" Дмитрия Дачевского, с апреля 2015 года издательство проводит апробацию электронных учебников в школах. Согласно статистике, 85% учителей готовы использовать продукт в ежедневной работе. Из них 60% считают, что эффективность электронного учебника выше, чем традиционного, а 34% оценивают их на равных.
"Мы получаем большое число запросов на поставку электронных учебников, что свидетельствует о готовности школы, - отмечает первый заместитель генерального директора издательства "Дрофа" Юрий Котляров. - Каждая школа использует свой набор учебников из числа включенных в федеральный перечень. Мы полагаем, что будут закупаться те электронные учебники, печатные версии которых уже имеются в школе. Электронный учебник должен дополнять печатный, а не являться самостоятельным продуктом".
Сейчас издательствам выгоднее делать электронные учебники самостоятельно. В этом году школы получили лишь первоначальные версии, практически аналоги бумажных книг. Опыт их использования покажет потребности образовательной среды и глубину необходимых изменений. Издательства, обладая достаточными объемами наработанного материала, смогут разнообразить электронные версии учебников. Вопрос лишь в том, как вписать любой мультимедийный контент в методики обучения. Дачевский уверяет, что издательства внимательно следят за развитием технологий и всегда готовы использовать новинки: "Но проблема в том, что не все новое можно применить в образовательной сфере. Главным для нас является не эффект, производимый новой технологической новинкой, а ее эффективность, т.е. реальный рост качества образования. Поэтому издательства и используют технологии, которые вписываются в образовательный процесс и для которых можно предложить соответствующие методики".
Несмотря на засилье огромного количества разного рода образовательного контента, уровень его использования достаточно низок, считает эксперт. Причина в том, что разрабатывался он без учета методики последующего его использования в реальном образовательном процессе. "Проще говоря, разрабатывать образовательный контент должны прежде всего специалисты в области методики преподавания, и только потом - в сфере компьютерных технологий", - уверен Дачевский. Именно поэтому издательства самостоятельно делают электронные учебники. Если приходится выбирать между богатством контента и массовостью его доставки, то издательство скорее сделает выбор в пользу массовости. Формат электронных учебников является их вторичной характеристикой, важно лишь, чтобы он не создавал ограничений и неудобств для учеников и учителей, отмечает Котляров.
Системным интеграторам в краткосрочной перспективе логичнее заняться решением новых задач: созданием систем classroom-менеджмента, школьных серверов и других подобных технологий. "Через год-два, когда школы приобретут планшеты и электронные учебники, перед ними встанет вопрос, как теперь организовать учебный процесс, как контролировать время, которое ребенок проводит с планшетом, продуктивно обучаясь, как блокировать посторонний контент. Все эти и множество других вопросов и должны решить новые технологии организации учебного процесса", - говорит Акопов. По его мнению, издательствам же стоило бы уделить внимание разработке методик работы с электронными учебниками. Ведь на первом этапе казалось, что электронный учебник может заменить все - и учителя, и любой дополнительный материал. Теперь очевидно, что это не так. Электронному учебнику можно отдать не более 30% места и времени в учебном процессе. Но сам процесс должен быть выстроен совершенно иначе. Чтобы это произошло, нужны новые методики работы учеников в школе и дома.
Серьезный прорыв на рынке электронных учебников будет связан с управлением образовательными результатами и сбором информации о работе школьников. Это поможет облегчить труд учителя. Появление электронных учебников в том виде, в котором они представлены на рынке, никак не отразилось на загрузке учителей, они просто получили дополнительный материал. "Учебник должен быть предметом для личного использования, а современные информационные технологии развиваются в противоположенном направлении - все стремятся к унификации и интеграции", - говорит Изместьев.
По мнению Рэнди Рейна, директора учебной программы INTEL, электронный учебник будущего должен быть инструментом персонального обучения, поскольку нет ни школ, ни школьников с одинаковыми потребностями: "Чтобы создать такой учебник, издатель и вендор должны тесно взаимодействовать. У каждого здесь свое поле, причем места пока достаточно для всех заинтересованных. Преимущества издательств - в умении строить обучающий материал, а ИT-компаний - в умении преподносить и преподавать этот материал по-новому".