Как боевые пловцы Черноморского флота спасли порт Анголы от взрыва
В далекой Африке
Это случилось в ночь с 5 на 6 июня 1986 года в порту Намибе в Анголе. О том, что туда зайдут кубинское судно "Гавана" и два советских - "Капитан Чирков" и "Капитан Вислобоков", знали кубинский лидер Фидель Кастро и президент СССР Михаил Горбачев. Когда корабли, груженные оружием и боеприпасами, зашли в порт, три малочисленные группы диверсантов получили задание затопить суда и вывести порт из строя. Им предстояло взорвать хранилище топлива, мост (прервав тем самым сообщение порта со страной) и высоковольтную линию электропередачи. Почти все задуманное диверсанты выполнили, подорвав и три корабля. .Гавана. перевернулась, а советские суда были лишь притоплены, заблокировав подход к портовому причалу. Из гранатометов диверсанты расстреляли топливные цистерны и обесточили порт, взорвав четыре опоры линии электропередачи. Единственное, чего они не сделали, опасаясь охраны, - не взорвали мост.
35 суток порт не функционировал. Вот что смогли сделать три группы из шести подготовленных диверсантов каждая. Так что действуют подводные террористы не только в кино.
Добровольцы на разминирование
Местные власти взялись восстанавливать хранилище топлива и линию электропередачи. Но самое сложное состояло в том, чтобы разминировать расчетливо затопленные у причала корабли с оружием и боеприпасами. Как выяснилось позже, мины были с самым совершенным механизмом неизвлекаемости. Попытка снять их с корпуса судна в любой момент грозила взрывом, о последствиях которого страшно было подумать. Сработай такая мина, и два советских судна, на борту которых находилось в общей сложности 22 тысячи тонн боезапаса, взорвали и уничтожили бы не только порт, но и город.
Вот тогда и призвали на помощь специалистов Черноморского подводного отряда борьбы с подводными диверсантами, силами и средствами (ПДСС), как он тогда назывался. Они были самыми опытными и боеготовыми среди аналогичных структур других флотов. Группу возглавил командир отряда капитан 1-го ранга Юрий Пляченко.
- Это было в субботу, - вспоминает Юрий Иванович. - Позвонил начальник штаба ЧФ. Через 15 минут я должен был дать сведения о составе командируемой в Африку группы. Отправить туда можно было только добровольцев. Таковыми оказались все бойцы. Я отобрал недавно вернувшихся с боевой службы в Эфиопии. Это люди, имевшие опыт работы в жарком климате, тропических водах, кишащих акулами, умевшие бороться с этими хищниками. К тому же им не нужно было проходить акклиматизацию.
О нахождении таких маленьких групп (один мичман и три моряка срочной службы) далеко за пределами родины (они пребывали в кратере потухшего вулкана на одном из островов Красного моря) знали даже не все члены военного совета флота.
В отряде служили люди с отменным здоровьем, соответствующей формой допуска секретности, трижды проверенные компетентными органами, морально устойчивые, прекрасно подготовленные и физически, и профессионально. Они решали задачи противодиверсионного обеспечения наших сил и средств, находящихся в различных частях Мирового океана.
На сигнализации
После тщательного осмотра мин Юрий Пляченко пришел к выводу, что работать на заминированных кораблях можно. Нужно было вначале заделать пробоины, откачать воду, выгрузить боезапас и уже после этого разминировать суда. Давая такие рекомендации и определенные гарантии успеха, Пляченко брал на себя огромную ответственность. Трудно представить, что ждало его в случае неудачи.
План Пляченко был принят. Началась аварийно-спасательная операция. Расчет командира отряда оказался верным. Мины не сработали. Но пришло время их обезвредить.
- Они были сделаны из титанового сплава, - вспоминает Пляченко, - это очень высокотехнологичное производство. Все рекомендации об обезвреживании мин были учтены их создателями, и поначалу казалось, что .взять. мины невозможно. Пришлось искать нестандартные способы.
Связались с Москвой, там однозначно .порекомендовали.: вам на месте виднее. Мину с .Вислобокова. оторвали контрвзрывом. А обезвредить мину с .Чиркова. помогла... выросшая за это время ракушка. Она блокировала очень важный штырек, приводящий в действие взрывной механизм...
Это всего одна история из жизни бывшего командира отряда, награжденного тремя орденами, в том числе двумя Красной Звезды, но она наглядно показывает масштаб и сложность задач, которые решало в то время подразделение. Приходилось работать в Никарагуа, Анголе, Персидском заливе...
Ну а что же сегодня, спросите вы?
Сегодня отряд востребован и усилен как никогда. Оно и понятно: главная база Черноморского флота дислоцируется на исконно русской земле, в городе-герое Севастополе, и теперь не надо согласовывать с Украиной переброску необходимых сил. Кроме проведения спецопераций и учений, отряды особого назначения постоянно находятся на бортах кораблей Черноморского флота, отправляющихся как на боевые службы, так и с дружественными визитами. Их основная задача - обеспечение безопасности российских кораблей во время стоянки в иностранных портах.
Справка "РГ"
Прародитель нынешнего отряда особого назначения - 102-й отряд ПДСС. Он работал как в СССР, так и за его пределами, в первую очередь осуществлял охрану баз военно-морского флота. В 1977 году на острове Нокра, в архипелаге Дохлак в Красном море (территория Эфиопии. - Прим. ред.), началось строительство советской военно-морской базы: на всем протяжении ее существования дежурили там и боевые пловцы. Еще отряд охранял советские суда, находящиеся в портах Мозамбика, Анголы, Кубы и Никарагуа, разминировал участки дна в Красном море и Персидском заливе. Все операции были строго засекречены, информация о большинстве из них недоступна обычным людям по сей день, хотя есть исключения, как, например, ангольская.
В 102-м отряде ПДСС впервые в Советском Союзе стали использовать дельфинов для поиска диверсантов и чужеродных объектов, для чего в бухте Казачьей, в Севастополе, был построен дельфинарий. Начиная с 1975 года вместе с каждым отрядом 102 ОБ ПДСС выходил на дежурство в акваторию бухты отряд дельфинов, также при помощи млекопитающих осуществлялся поиск торпед и снарядов после учебных стрельб.