Задача снижения кадрового голода в ИТ-сфере вошла в число основных приоритетов "Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года". "Дефицит кадров в ИТ-отрасли сегодня ограничивает ее развитие, а увеличение бюджетных мест по ИТ-специальностям - это одна из мер, которая поможет решить эту проблему, - заявлял глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. - Мы рассчитываем продолжать работу с минобрнауки по этому направлению и, в частности, по совершенствованию содержания начального и профессионального образования, проведению профильных олимпиад, а также по развитию частно-государственного партнерства в образовательной сфере".
Для успешного развития ИТ-образования необходимо в приоритетном порядке обеспечить подключение школ, особенно в удаленных районах, к широкополосному Интернету. Минкомсвязь уже реализует проект, предусматривающий подключение жителей всех населенных пунктов от 250 жителей и более к Интернету по высокоскоростным каналам связи. Во всех этих населенных пунктах или в большинстве из них есть школы, которые в первую очередь необходимо подключить к скоростному Интернету. Это позволит создать настоящую современную школу с современными услугами связи.
Также минкомсвязь совместно с минобрнауки запустило программу развития центров прорывных исследований в области ИТ. Согласно ей, в России на базе уже существующих вузов и научно-исследовательских институтов будут созданы ИТ-центры мирового уровня. "В школах ИТ внедряется повсеместно - это все видят. Но если речь о месте школы в непрерывном процессе взращивания ИТ-специалистов, то тут мы согласны, школа должна научить ребенка размышлять и дать ему общее представление о мире вокруг. Не надо возлагать на школу задачу подготовки специалистов. Хотя роль школы в профориентации учеников и в дальнейшем привлечении их в ИТ-отрасль крайне важна, - отметила директор учебного центра "Сетевая Академия ЛАНИТ" Юлия Шикова. - Что касается профессионального образования, то тут все сложнее. Несмотря на кризис, в России в сфере ИТ по-прежнему наблюдается кадровый голод. Проблема связана не только с недостатком выпускников вузов, хотя минобрнауки уже увеличило контрольные цифры приема на 2015-2016 учебный год по ИТ-специальностям. Еще в 2014 году минкомсвязь озвучивало, что только 15-20% выпускников вузов России по инженерным специальностям могут сразу приступить к работе".
Компаниям приходится серьезно вкладываться в дообучение молодых кадров, и в этом им чаще всего помогают учебные центры дополнительного профессионального образования (ДПО). "Их роль в развитии ИТ-образования нельзя недооценивать. Это и решение проблем доподготовки выпускников вузов, и задача поддержки их квалификации вслед за постоянно развивающимися технологиями, и переподготовка кадров для ИТ-отрасли из специалистов других профилей. Поэтому лучшие из ИТ-центров ДПО постоянно находятся на острие событий, отслеживают отечественные и мировые тренды, внедряют новейшие информационные и образовательные технологии. Пожалуй, центры ДПО сегодня - это самые динамичные структуры в сфере ИТ-обучения", - рассказала Юлия Шикова.
Внимание развитию ИТ-образования уделяет не только государство, но и бизнес. "Наблюдается интерес к инженерным специальностям, робототехнике. При вузах и школах создаются Центры развития научно-технического творчества, такие как STEM-центры или центры инноваторов, - рассказала директор образовательных программ Intel в России и СНГ Вера Баклашова. - Запрос на контент в области научно-технического образования огромен. Мы получили свыше 80 заявок от образовательных учреждений при открытии программы STEM-центров. Подавляющая часть из них нуждается в новых программах и оборудовании. Методы преподавания ИТ в школе, такие как информатика в ее современном виде, остаются весьма консервативными, чересчур академичными и далеки от того, что школьники видят в реальной жизни. Зачастую они совсем не интересны школьникам, они не понимают, зачем им эти странные языки программирования в отрыве от того, что они видят каждый день".
Эксперты считают, что только в реальных проектах и задачах, подогревая интерес и мотивацию, в связке с другими предметами естественно-научного цикла можно привить школьнику интерес к ИТ-области. Также важно понимать, что те, кто сегодня поступает в вузы на ИТ-специальности, попадут на рынок не раньше чем через 4 года. А рынок голодает уже сейчас. "Вузы слишком инертны, чтобы успевать за динамикой информационных технологий, поэтому задачи ближнего прицела логично возложить на плечи центров ДПО. Причем здесь речь идет не только о переподготовке специалистов из других сфер, но и о сотрудничестве с теми же вузами при подготовке старшекурсников, чтобы процент "готовых к бою" выпускников увеличился. Сегодня такие задачи решаются, но можно было бы делать гораздо больше, особенно при поддержке государства, - добавила Юлия Шикова. - Компании остро нуждаются в системных аналитиках, в хороших менеджерах проектов с глубоким знанием ИТ. Если вести речь про перспективу, есть несколько глобальных направлений, которые будут востребованы в ближайшие годы. Это рынок мобильных приложений и электронной коммерции, работа с большими объемами данных (BigData), популярный сейчас Интернет вещей".
"Помимо всех мер, которые применяет государство, очень важно ориентировать родителей - рассказывать им про ИТ-профессии, готовить почву, формировать спрос на профильное образование детей. В ближайшие 5-7 лет нам грозит серьезная демографическая яма: уже сейчас ИТ-вакансий больше, чем качественных специалистов. Как говорят коллеги по отрасли, программисты "разобраны" уже со 2-го курса, - заметила Вера Баклашова. - Нужно работать с учащимися и родителями, формировать информационное поле в обществе, чтобы помочь сформировать престиж профессии и направить детей в эту сферу".