По замыслу ведомства, внешний вид и название продукции с применением пальмового масла и цельномолочных продуктов должны существенно отличаться.
В техрегламент ТС по молочной продукции предлагается внести следующее требование: "В наименованиях молокосодержащих продуктов должны использоваться понятия, характеризующие особенности сырьевого состава продукта (с указанием массовой доли заменителя молочного жира (в процентах), в том числе изготовленного с использованием пальмового масла), способ его термической и специальной обработки (в случае, если такая обработка проводилась)".
Более того, если молокосодержащий продукт будет содержать пальмовое масло либо заменитель молочного жира (ЗМЖ), изготовленный с использованием пальмового масла, на этикетку и (или) лицевую сторону потребительской упаковки предполагается наносить надпись: "Продукт содержит пальмовое масло".
Информация о наличии заменителей молочного жира должна занимать не меньше 30 процентов площади этикетки (или упаковки) товара. "Информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой", - предлагают в Минсельхозе.
Продукция с использованием заменителя молочного жира на основе пальмового масла в последнее время повсеместно распространилась на российском рынке. Ее производство, как правило, обходится дешевле, чем в случае с цельномолочной продукцией. А за счет того, что потребитель, чаще всего, не видит разницы, натуральные продукты существенно уступили позиции на рынке из-за более высокой цены.
Теперь Минсельхоз выступает за то, чтобы продукцию с использованием пальмового масла было наглядно видно на прилавке. Маркировать такие товары в начале сентября предложил глава ведомства Александр Ткачев.
Эксперты тепло встретили это предложение. Вероятнее всего, цены на продукты с заменителями молочного жира несколько опустятся, а на натуральные продукты - останутся на том же уровне или несколько вырастут. Это позволит производителям последних увеличить прибыль и нарастить свое производство.
Специалисты подчеркивают, что употребление заменителей молочного жира с применением пальмового масла не опасно для здоровья человека. Напротив, растительные жиры по ряду параметров оказываются лучше животных. Но потребитель должен осознанно выбирать, продукт из чего он хочет покупать, считают представители рынка.
Из чего состоит заменитель?
В техническом регламенте Таможенного союза говорится, что "заменитель молочного жира - продукт с массовой долей жира не менее 99 процентов, предназначенный для замещения молочного жира в пищевых продуктах...". В этот заменитель входит лишь одна из фракций пальмового масла - олеин, который в большом количестве содержится и в оливковом масле. Но в отличие от оливкового, пальмовый олеин долго не окисляется, так как не содержит другой кислоты - линолевой. "Доля собственно пальмового масла в заменителе ограничена показателями плавления и насыщенных жирных кислот - они меньше, чем у самого пальмового масла, - разъяснил "РГ" завлабораторией химии пищевых продуктов НИИ питания доктор биологических наук Владимир Бессонов. - В свое время Роспотребнадзор и минздрав предлагали выносить на этикетку любой продукции полный ее состав, включая и данные о содержании насыщенных жиров, трансжиров, холестерина и так далее, как это сделано в странах Европы. Это необходимые диетологические требования к питанию человека. Однако тогда предложение не встретило поддержки того же минсельхоза. Видимо, теперь ведомство пересмотрело свою позицию в пользу потребителя.
Добросовестные производители указывают на этикетке, что при производстве молокосодержащей продукции использовались растительные жиры, и тогда потребитель вправе сделать выбор. Недобросовестные это скрывают. По оценкам Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"), в среднем по стране объем фальсификата составляет 10 процентов. Среди более молокоемких продуктов (сыра и масла) он может достигать 20 процентов, а по некоторым позициям - 50 процентов.
Подготовила Татьяна Батенёва