Верка Сердючка разорила продавца из Екатеринбурга

Суд по интеллектуальным правам признал законной практику, когда хозяина магазина заставляют платить компенсацию авторским обществам за звучащую в торговом зале музыку. По словам юристов, такое же правило распространяется на парикмахерские, кафе, любые места, где люди тратят деньги. Так что нам, как клиентам, придется привыкать тратиться в тишине.

Побороться за право бесплатно радовать слух покупателей попыталась владелица одного из магазинов тканей в Екатеринбурге. Представители авторского общества зафиксировали, что продавщица магазина слушала радио на сотовом телефоне. Над прилавками звучали популярные хиты в исполнении Верки Сердючки,Ирины Аллегровой, "ВиаГры" и других.

Как выяснилось, все это были небесплатные мелодии. Возможно, продавщица магазина не была осведомлена о правовых тонкостях, да и кому из неюристов придет в голову, что громко слушать музыку на работе нельзя. Однако хозяин бизнеса обязан следить, чтобы песни, за которые положено платить авторским обществам, не попадали в чужие уши даром. А здесь мелодии никак не могли пролететь мимо покупателей.

На владелицу магазина подали в суд, который взыскал с нее 150 тысяч рублей в пользу авторского общества. По 20 тысяч за каждую пойманную песню плюс набежавшие проценты.

По большому счету, в том, что авторские общества предъявляют такие претензии, особой новости нет. И выигрывать суды они стали не вчера. Так что если кто не заметил, но музыка постепенно уходит из наших общественных мест. "На трибунах становится тише" - это будто про нашу современную жизнь сказано и спето. Однако Суд по интеллектуальным правам, достаточно молодое учреждение, работает чуть больше двух лет. А год назад вступили в силу большие поправки в Гражданский кодекс, касающиеся интеллектуальных прав.

"Ранее ГК РФ содержал небольшой перечень случаев свободного использования произведений, возможного без согласия правообладателя и выплаты вознаграждения ему, - пояснил "РГ" советник Федеральной палаты адвокатов Христофор Иванян. - Принятые изменения расширили перечень свободного использования произведений. В частности, стало возможным публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в ряде учреждений, в том числе в образовательных организациях".

В общем, повод для робкой и чуточку наивной надежды был. Не свершилось. Уже в Суде по интеллектуальным правам, рассматривавшем кассационную жалобу, предпринимательница объясняла, мол, денег за вход в магазин не берет, каждый может войти, что-то покупать вовсе не обязательно. Продавщица же не завлекала песней клиентов, а скрашивала себе рабочий день. Тем не менее эти доводы приняты не были.

Закон на сей счет строг. Юристы же поясняют, что песня в торговом зале в любом случае - часть бизнеса, ведь она не только строить и жить помогает, но и продавать. Когда на душе покупателя становится весело от приятной мелодии, то и деньги из кармана легче достаются.

Телефон обычно лежал в жилетке продавца или на подоконнике, но раз покупатели его слышали, надо платить

Практика складывается так, что если есть даже намек на коммерцию, придется платить. Насколько справедлив такой порядок, можно долго спорить. И, пожалуй, спорить нужно. Но в любом случае сегодня приходится держать в узде свои радиоприемники в общественных местах. Активно применяется и статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях, наказывающая в том числе за незаконное использование произведений и фонограмм. Каждый год по ней наказывают тысячи предпринимателей. Помимо отчислений им приходится платить штрафы.

При этом общественность часто критикует авторские общества за непрозрачную систему распределения средств. Кому и за что достаются большие деньги, непонятно не только обычным людям, но часто и профессионалам. Поэтому сейчас разрабатываются новые поправки в Гражданский кодекс в отношении данного вопроса. К их подготовке практически одновременно минувшим летом приступили минкультуры и минкомсвязи. Правда, обнародованные проекты прямо не связаны между собой и в некоторых положениях даже противоречат друг другу.

"Цели изменений, разрабатываемых Минкультуры, - усилить контроль за деятельностью аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, - поясняет Христофор Иванян. - Во-первых, авторские общества хотят обязать предоставлять ежегодный отчет в установленной форме о своей деятельности вышестоящему федеральному органу исполнительной власти. Во-вторых, их хотят обязать раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе финансово-хозяйственной".

Полный текст резонансного судебного решения доступен по ссылке

Минкомсвязи также выступает за усиление контроля и за прозрачность работы организаций по управлению авторскими и смежными правами. В своих правках Минкомсвязи выступает против бездоговорного управления правами, когда общества собирают отчисления в пользу правообладателей, с которыми у них не заключен договор.

- По действующему законодательству специально аккредитованные государством организации по управлению авторскими и смежными правами представляют интересы всех зарубежных и российских авторов вне зависимости от того, заключен ли с ними письменный договор или нет, - говорит советник ФПА, - и, по мнению Минкомсвязи, при такой системе у правообладателей отсутствует возможность контролировать эти организации.

На практике порой возникали ситуации, когда организаторы концертов напрямую выплачивали гонорары артистам-правообладателям за живое исполнение, однако авторские общества все равно требовали компенсаций.