Александр Носик актер театра и кино:
Нетрезвые водители - огромная беда нашего общества. Однако первым вопросом должен быть не как наказывать, а как человек умудряется сесть за руль, будучи лишенным прав. Во многих странах допускается количество промилле в крови водителей больше, чем у нас, и в то же время аварий там значительно меньше. Культура вождения тесным образом сплетена с культурой самих людей. Хамы за рулем являются хамами и в обычной жизни - вот что надо искоренять.
Законодательство четко предусматривает меры воздействия, и я не вижу смысла наказывать пьяных водителей изощреннее, чем остальных. В то же время несколько новшеств могли бы повлиять на ситуацию позитивно. Снова вспоминается Запад, где распространена интересная практика. Люди с большим количеством нарушений отправляются в спецшколу, где либо проверяют их психику, либо заставляют заново сдавать вождение, либо показывают фотографии или видео последствий автокатастроф, напирая на психику.
Кроме того, важно серьезное усиление наказания за повторную езду в нетрезвом виде, когда нет жертв. Если человек первый раз оступился, назовем это ошибкой и накажем небольшим штрафом. Второй - пусть будет страшное стечение обстоятельств, и реально заставить платить не только штраф, но и лишать прав на некоторое время, не сажая. Когда человек третий раз садится за руль пьяным, тут уже можно ввести уголовную ответственность и лишать прав на значительное время. Причем имеет смысл суммировать сроки лишения и возвращать права только после определенной проверки водителя. Если очевидно, что человек исправился, можно отдать ему права раньше, а нет - так в тюрьме они не понадобятся.
Наконец, я бы предложил ввести более детальную оценку причинения вреда здоровью. Сбил человека, и он пострадал незначительно - одна статья. Остался инвалидом - вторая. Наехал на семерых, как водитель из статьи на 7-й полосе "РГ", - третья. Авария со смертельным исходом - четвертая, пятая или шестая- в зависимости от количества жертв. И так далее.