Наверное, единственная проблема - уж очень долго правительство Москвы готовилось к этим конкурсам. Предпринимателям за нынешний короткий срок сложно подготовиться и выйти на площадки. Соответственно, они рискуют прибылью.
В любом случае предприниматели должны были успеть договориться с поставщиками Волгоградской области или Крыма, а не покупать бахчевые у перекупщиков где-то в ближнем Подмосковье, поэтому уже сегодня мы условились с правительством Москвы, что лоты по елочным развалам будут разыграны уже в сентябре. Сейчас все объекты елочных базаров выставлены на портале "Наш город" и в проекте "Активный гражданин", там идет голосование конкретно по точкам.
1 июля в Москве вступил в силу закон о торговом сборе. При реализации этой инициативы торговля в городе серьезно сократилась. Да и по всей стране покупательская способность упала, соответственно выручка у предпринимателей снизилась. К тому же бизнес не был проинформирован должным образом о том, что такое торговый сбор и как его уплачивать.
Сегодня большинство предпринимателей сдают отчетность в электронном виде, и многие не ходят в налоговую службу без необходимости. Поэтому как такового прямого контакта с налоговыми инспекторами нет. Мне кажется, что надо было информировать бизнес через управы. Ведь, когда городу надо "воспитать" бизнес, они моментально находят эти рычаги. Кроме того, управы совершенно четко знают, где и какой бизнес у них на территории базируется.
Если предприниматель уплачивает торговый сбор, то он имеет право засчитать его в счет налога на прибыль, который платится в местный бюджет. Но тут есть некая дилемма. Например, предприниматель торгует в Москве, торговый сбор платит в Москве, а налоги платит в Московской области, и к зачету это, естественно, не идет. Единственный выход у таких предпринимателей - покупать патент, который, к сожалению, к зачету в другие налоги тоже никак не идет. Также много непонятного по сетевым организациям. Крупные сетевые компании выплачивают торговый сбор в Москве со своих объектов. Выставляя его к зачету налога на прибыль, они тем самым понижают налоговую базу. То есть у них публичная отчетность становится хуже, по крайней мере, с их слов, за счет того, что они часть налога на прибыль засчитывают как раз в виде торгового сбора. Одним из основных условий отчетности является налог на прибыль, который эти крупные компании уплачивают. И тут мы их поддержали. Сейчас идет дискуссия по этому поводу.
Ситуация сложная и в крупных торговых центрах. Многие предприниматели в одном торговом центре имеют не один магазин, а два или три, и никто не понимает, как точно суммировать торговый сбор, как рассчитывать: от общей площади или каждого магазина отдельно. Ведь у нас одна торговая точка площадью до 50 метров платит единый торговый сбор, а свыше 50 метров плюсуется за каждый метр. Если у тебя три магазина, ты должен с каждого платить по 50 метров или с одного 50, а остальное плюсуется? То есть вопросов у бизнеса достаточно много.
Кроме того, сегодня сложилась отвратительная ситуация с финансированием: получить кредиты, банковские гарантии для бизнеса крайне сложно, а для малого вообще практически нереально, нет никаких субсидий. Существует субсидия погашения процентной ставки по кредитам через банки, но, как показывает практика, она тоже не работает. В банках предпринимателям откровенно говорят: для вас процент остается такой, какой он есть, а субсидией мы сами воспользуемся, вы к ней никакого отношения не имеете. Банкиры считают это своим дополнительным доходом.
Программа льготной аренды для социально-ориентированного бизнеса в принципе работает в ручном режиме, приходится иногда включаться активно и отстаивать нашу позицию по защите прав предпринимателей. Мы пытаемся включить нашего представителя в состав комиссии, которая принимает решение, кому из предпринимателей позволено этим правом воспользоваться, а кому нет. Общественный контроль в этом вопросе необходим.
Недавно выяснилось, что в городе никто не регулировал работу автомоек, автошиномонтажей. Но убирать их мы не позволим. Мы договорились, что надо их легализовывать. Мы обратились с письмом к правительству Москвы, что неплохо было бы взять пилотный проект, сделать дополнительные 50 мест под автомойки и 50 мест под шиномонтаж и разыграть их на аукционах. Сейчас идет дискуссия, какие автопарки должны быть. Чиновники предлагают нестационарные торговые объекты в виде легковозводимых и быстроснимаемых модулей. Убедили их, что это не работает в наших климатических условиях. О чем мы пока не можем договориться с правительством Москвы, так это о том, что шиномонтажи должны быть обязательно с заездом и с подъемником. Надеюсь, и в этом вопросе придем к пониманию.