Какие вузы будут проверять сочинения в этом году? Какие темы станут самыми популярными? Снизят ли оценку за грамматические ошибки в стихах?
Об этом "РГ" рассказывает заместитель ответственного секретаря приемной комиссии МГПУ Татьяна Апостолова.
Татьяна Михайловна, направления на этот год объявлены - "Время", "Дом", "Путь", "Любовь", "Год литературы". Не слишком трудно для учеников?
Татьяна Апостолова: В Московском городском педуниверситете было проверено 1350 сочинений выпускников. Знаете, какую тему реже всего выбирали ученики в этом году? Судя по тем сочинениям, которые они нам принесли, это "Природа". Это не значит, что они природу не любят. Им трудно рассуждать на абстрактные темы. В пояснениях к теме "Время", сказано: подход должен быть основан на осмыслении философской категории времени. "Путь" тоже требует нравственного и философского осмысления. Для "Года литературы" нужен определенный читательский кругозор. А в школе при этом достаточно четкий дисциплинарный подход. Свободному рассуждению учеников надо еще научить. Желательно давать им возможность свободно рассуждать, в том числе в письменной форме, хотя бы раз в месяц. Я уж не говорю о том, что учитель и сам должен уметь это делать. С кругозором вообще беда. Школьную программу выпускники знают, они свободно использовали в сочинениях 2-3 произведения. Если, допустим, выбирали тему войны, то это "Судьба человека", "В списках не значится", "А зори здесь тихие..." Но на этом и все. Эрих Мария Ремарк, допустим, встретился только у одного - двух выпускников. Думаю, большая часть нынешних одиннадцатиклассников выберет тему "Дом" и "Любовь". Детей это волнует, и дом, и любовь для них более конкретные понятия, чем время и путь. Дом - это семья. Любовь для большинства - прежде всего, любовь к родителям.
В этом году педуниверситет снова будет проверять сочинения?
Татьяна Апостолова: Да, скорее всего, список направлений подготовки, где мы будем учитывать сочинение, не изменится. Мы учитывали сочинение на педобразовании (программа русский язык и литература), лингвистике и филологии. 40 процентов выпускников получили 4 балла, 29 процентов - 3 балла, 23 процента - 5 баллов, 8 процентов - два балла, 1 процент получил единицу. Единицу ставили даже за самые неудачные сочинения. Можно было бы ставить и ноль, но у нас были выпускники прошлых лет, которые не писали сочинение в свое время, но пошли и сделали это сейчас. Мы рассуждали так: все-таки человек пытался выполнить работу, значит, надо учесть это индивидуальное достижение.
Были откровенно плохие работы, за которые, тем не менее, стоял "зачет"?
Татьяна Апостолова: За 10 процентов сочинений, наверное, можно было бы в школе ставить "незачет". При этом наши преподаватели довольно лояльно смотрели на ошибки. Если ученики брали для примера стихи, никто не высматривал каждую запятую и не сверял с авторской пунктуацией. Есть какое-то недопустимое количество ошибок - оценка снижается на балл. В конце концов, когда сочинение вводилось, позиция Министерства была: не обращать большого внимания на грамотность. Главное - изложение мыслей.
Допустим, выпускник поступает к вам или в другой вуз, где проверяют сочинение. Когда ему сообщат об оценке?
Татьяна Апостолова: Порядок у нас такой: вуз получает сочинение из общей базы данных, распечатывает его. Затем сочинение зашифровывается, так что ни один преподаватель не знает, чью работу проверяет. В некоторых вузах эксперты читают электронные версии. В течение недели после подачи документов на сайте вузов вывешиваются оценки.
Получается, что одно и то же сочинение могут проверять в разных вузах? И ставить за одну и ту же работу разные оценки?
Татьяна Апостолова: Не вижу ничего страшного в том, что вузы по-разному оценивают сочинения. Этим летом сочинения проверяли еще в ВШЭ. Вышка - экономический вуз, мы - гуманитарный, и возможны разные подходы к проверке. Другое дело, что на вузы ложится колоссальная работа. Получается, что мы, например, проверили 85 процентов сочинений как бы впустую: проверили более 1300 работ, а поступили к нам около 170 человек. Было бы легче, если бы сочинения проверяли в школах сразу после написания работы. Ничего страшного в том, что в школах пятибалльная система, а вузам рекомендована десятибалльная, нет. Это было бы дешевле: проверка сочинений нашему университету обошлась примерно в 500 000 рублей.