За пару последних месяцев Темирканов со своим оркестром успел выступить в качестве главного гостя на международном фестивале "Анси классик", инициаторами которого являются французский музыкант Паскаль Эсканд и пианист Денис Мацуев. Из Франции коллектив отправился в швейцарский Люцерн, на фестивале MiTo в Италии был оркестром-резидентом, выступил в Милане и Турине, потом в лондонском Альберт-холле, в Бухаресте на фестивале Джордже Энеску. В перерывах между этими перелетами Юрий Темирканов и успел ответить на вопросы "РГ".
Юрий Хатуевич, ваш коллектив нередко выступает и с другими дирижерами. Слушаете ли вы эти концерты и как оцениваете?
Юрий Темирканов: Признаюсь, мне это особенного удовольствия не доставляет, потому что я больше волнуюсь, чем если дирижирую сам. Не знаю, почему. Волнуюсь, как родитель. Знаете, когда твои дети выступают на сцене - вот примерно такие же чувства.
Так вы ведь сами часто выступаете в роли приглашенного дирижера...
Юрий Темирканов: С каждым разом меня это удовлетворяет все меньше, потому что сам процесс напоминает мне фабрику, некое производство. Музыкальный мир превратился в бизнес, и мне это не близко. Для дирижера подобный вызов является компромиссом.
Тем не менее вы часто появляетесь за пультом оркестра Национальной академии Санта-Чечилия в Риме...
Юрий Темирканов: Да, в этом оркестре высококлассные музыканты, да и Италию я обожаю. Как говорил Адам Мицкевич, "каждый интеллигентный человек должен иметь две родины - Италию и страну, в которой родился".
Сегодня все чаще за дирижерским пультом мы видим исполнителей. Что-то изменилось в самой профессии?
Юрий Темирканов: Думаю, профессия дирижера сегодня в кризисе. Нет понятия "современный" и "несовременный" - есть понятие "ди-ри-жер". И хотя каждый исполнитель или дирижер зависим от своего времени, это мало сказывается на основе профессии. Хотя, конечно, надо понимать: в тоталитарные времена дирижеры могли быть диктаторами, мы помним такие примеры - они покрикивали, поругивали, палочки ломали. Это время прошло, сегодня музыканты образованны и информированны настолько, что дирижер должен каждый раз, приходя в оркестр, доказывать, что нужен им. Не докажешь этого - никакие творческие планы не реализуются.
За годы работы с оркестром Петербургской филармонии вы реализовали все свои творческие идеи?
Юрий Темирканов: Конечно, нет, у меня еще масса идей и проектов, поэтому я и продолжаю работать в оркестре. Когда ты возглавляешь такой коллектив, и особенно в такие сложные периоды, которые мы с ним преодолели, первой задачей становится не реализация собственных планов, а сохранение самого оркестра. И то, что это удалось, просто огромное счастье для меня, как руководителя.
В оркестре появилось много молодежи.
Юрий Темирканов: Этот процесс неизбежен - смена поколений. В принципе, я люблю в оркестре седые головы. Знаете почему? Ведь если такой музыкант уже играет не так, как Паганини, то он все равно несет в себе генетический код работы в этом оркестре, традиции. Молодежь часто приходит плохо воспитанной - в консерваториях этому не учат. Приходят неудавшиеся солисты, не очень счастливые, с неосуществленной мечтой - и думают, что делают одолжение тем, что пришли сюда. Наша задача - воспитать молодых музыкантов, которые понимают, какое счастье играть в оркестре Петербургской филармонии, что такое служить музыке, а не просто "зарабатывать".
Время сейчас тревожное, куда катится мир - никто не поймет. А что в этом мире, на этом фоне происходит с культурой - на ваш взгляд?
Юрий Темирканов: Во всем мире идет процесс одичания духовного - и наша страна не исключение. Телевидение развращает нацию, чтение вообще не в моде. Новое поколение перестало различать "культуру" и "псевдокультуру", тот же отвратительный русский язык с телеэкранов не научит ребенка отличать плохое от хорошего. Классическая музыка способна влиять на сознание людей, увлекать человека, освобождать его от дурных мыслей - но мы не всегда выигрываем.
Судя по числу слушателей, в том числе и молодых, на ваших абонементных концертах в Петербургской филармонии все не так уж безнадежно.
Юрий Темирканов: Да, люди приходят, и я это вижу. Меня не смущает, что "пузочесы" собирают огромные стадионы зрителей, что 99 % людей хочет просто развлечений. Когда ты выходишь в зал, который дышит так же, как ты, и ждет встречи с высоким искусством, - трудно не уважать этих людей. Работать для них - удовольствие...
А еще - знаете, я часто вспоминаю слова Пушкина: "Первый признак дикости народа заключается в неуважении к своему прошлому". Вот про это бы еще нам не забывать.