"Эверест": как самая высокая гора победила самых отважных людей

До российских экранов добралось масштабное полотно Бальтасара Кормакура о группе смельчаков, отправившихся покорять Эверест.

4.5

К 1996 году коммерческий альпинизм пышным цветом расцвел на склонах самой высокой горы мира. Количество желающих отдать крупную сумму за возможность побывать на Эвересте возросло до такой степени, что это неминуемо привело к катастрофе.

Две команды альпинистов, возглавляемые опытными скалолазами Робом Холлом и Скоттом Фишером, начали восхождение к вершине утром 10 мая. До вожделенной высоты большинство из них добрались, но на обратном пути их поджидала беда, сотворенная природой, которая очень не любит, когда люди относятся к ней, как к товару.

На самом деле все не совсем так. Природа не может любить или ненавидеть, это прерогатива людей - испытывать чувства и присваивать их неодушевленным явлениям. Зато люди любят себя и любят друг друга, а еще любят забираться в такие места, где до них мало кто бывал. Зачем они это делают - вопрос риторический. Персонажи "Эвереста" пробуют на него ответить, но приводят, в основном, поводы, а не причины. У каждого есть своя история, и каждая история оборачивается драмой. Кто-то выживет, кто-то погибнет, кто-то покажет себя героем, а кто-то - нет, не трусом, трусы в горах не водятся - просто кто-то предпочтет не рисковать лишний раз своей жизнью.

Однако главный герой "Эвереста" - сам Эверест. Кормакур без устали демонстрирует это множественными общими планами горы, на которых ползущие к вершине люди кажутся (а по сути - являются) мелкими муравьями. Эверест - исполинский памятник, воздвигнутый природой самой себе, и его совершенно не волнует, что такое человек, и что им движет.

Он не знает, что такое "сила любви", он не слышит душераздирающего диалога замерзающего на скалах безумного храбреца со своей женой. У него свои законы, они реальнее придуманных человеком, хотя бы потому, что эти законы никто не придумывал. В них нет никаких лазеек, их невозможно нарушить безнаказанно.

Кормакур создал максимально достоверное кино с предостерегающим посланием. Там, где обычно у Голливуда случается хэппи-энд, у исландского режиссера - только начало трагедии. Без голливудщины вовсе, правда, не обошлось: к примеру, подвигу Анатолия Букреева уделяется гораздо меньше внимания, чем украшенному пошловатым штампом воскрешению крутого техасца или гибели новозеландского гида. Кому-то такая избирательность может показаться несправедливой, но ее можно объяснить тем, что особо акцентированные эпизоды дополнительно высвечивают и без того выпуклую мораль: природа - не увеселительный аттракцион, и к ней должно относиться с уважением.