Проект "Север" перепрофилируют под транспортировку светлых нефтепродуктов

Цель нефтепродуктопроводного проекта "Север" - увеличить экспорт дизельного топлива через порт Приморск на Балтике с 8,5 до 25 млн тонн в год. Для этого трубы, по которым еще совсем недавно перекачивали нефть, перепрофилируют под транспортировку светлых нефтепродуктов.

Проект "Магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск", ставший частью проекта "Север", реализован согласно федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года". Магистраль прошла по территориям Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей. Ее протяженность 1056 км. Строительство всех объектов трубопровода обошлось почти в 31 млрд руб., из них около 7,5 млрд было вложено в создание перегрузочных мощностей в порту Приморск, который стал первым в России морским терминалом по наливу светлых нефтепродуктов.

Однако на проектные мощности в 8,5 млн тонн в год выйти удалось далеко не сразу. Качественного топлива в стране было немного, а на экспорт шел в основном либо мазут, либо дизельное топливо с высоким содержанием серы, которые европейские потребители брали исключительно на переработку. Так что несколько лет магистраль работала с профицитом мощностей.

Но в 2011 году в России была принята программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов и ввода новых мощностей вторичной переработки нефти. Она предполагает качественный скачок в развитии отрасли. Результаты появились довольно быстро: объемы производства нефтепродуктов, а с ними и объемы их экспорта начали увеличиваться. Если в 2012 году в направлении порта Приморск было перекачано 6,5 млн тонн топлива, то в 2013-м - уже 9,3 млн. А через год благодаря применению противотурбулентных присадок нефтепродуктопровод превысил свои проектные мощности на 2,9 млн тонн.

Стало ясно: по мере того как российские заводы в результате модернизации будут увеличивать производство качественных светлых нефтепродуктов, понадобится все больше трубопроводных мощностей для их транспортировки на экспорт через российские терминалы. Государство поставило перед "Транснефтью" задачу обеспечить эти мощности.

Труба с новым профилем

Решить эту задачу можно было двумя способами. Первый - самый простой: построить новый нефтепродуктопровод. Правда, ни нефть, ни дизель сами по себе по трубам не текут. Значит, необходимо возводить множество новых и весьма недешевых перекачивающих станций и, по сути, создавать новую инфраструктуру. И все это предстояло бы делать на густонаселенных территориях европейской части страны, где проблема землеотвода решается порой, мягко говоря, отнюдь не сразу. Словом, такой вариант, как ни крути, дорог и долог.

Второй вариант - использовать то, что у "Транснефти" уже есть, то есть обширную нефтепроводную инфраструктуру, максимально адаптировав ее под перекачку нефтепродуктов. Конечно, просто так заполнить трубопровод дизельным топливом вместо нефти невозможно, речь идет о сложнейшем технологическом процессе, включающем зачистку внутренней полости трубы и обеспечение безопасной эксплуатации нефте- и нефтепродуктопроводов. Но то, что в результате будут сэкономлены и деньги и время, - факт непреложный.

К тому же после ввода в эксплуатацию балтийского порта Усть-Луга часть нефтяного потока была переориентирована из Приморска. То есть на некоторых европейских участках единой нефтепроводной системы появился профицит мощностей, тогда как на продуктопроводах все сильнее ощущался дефицит.

И еще одно важное обстоятельство, определившее путь решения проблемы. В средней полосе России многие нефте- и нефтепродуктопроводы идут "в одном коридоре", то есть практически рядом. Одна труба, по которой перекачивают нефть, - большего диаметра. Другая (по которой перекачивают нефтепродукты) - меньшего. И если большая труба работает с профицитом мощности, а малая - с дефицитом, на пределе своих возможностей, то почему бы не поменять местами их содержимое?

В основе проекта "Север", который компания "Транснефть" реализует с 2014 года, лежит именно решение о перепрофилировании труб. Происходит это, как правило, так. Участок нефтяной трубы, которая, как уже было сказано, лежит в одном коридоре с продуктопроводной, без ущерба для общей перекачки выводят на реконструкцию. Ее делят на отрезки по нескольку десятков километров каждый, которые отсекаются друг от друга, и промывают химическими реагентами от остатков нефти. Таким образом достигается чистота трубы, которая позволяет транспортировать дизельное топливо стандарта Евро-5 без какой-либо потери качества.

Затем продуктопроводную перекачивающую станцию переобвязывают (то есть переподключают) на большую трубу. А нефтяная перекачивающая станция обеспечивает транспортировку по малой трубе. Это, разумеется, упрощенная схема, в реальности для всего этого требуется высочайший профессионализм и в инженерных решениях, и в их исполнении. Кстати, если вдруг когда-то понадобится продуктопроводную трубу перепрофилировать обратно под нефть, сделать это будет гораздо проще. Просто потому, что труба после дизельного топлива не требует такой тщательной очистки.

Первой ласточкой в реализации новой программы компании стал нефтепровод Тюмень - Юргамыш. Он был перепрофилирован в конце прошлого года. С июня 2015-го по нему в систему поставляются нефтепродукты с Антипинского НПЗ.

Надо делиться

Расширение (так трубопроводчики называют комплекс сложнейших работ, необходимых для увеличения мощности магистрали) по проекту "Север" началось в 2014 году с Балтики. Под перекачку нефтепродуктов был перепрофилирован участок нефтепровода Кириши - Приморск. Его производительность благодаря этому уже выросла до 25 млн тонн в год, но теперь требуется увеличить пропускную способность всей системы до участка Кириши - Приморск. Поэтому расширение проекта "Север" сейчас осуществляется в сторону более удаленных НПЗ.

География проекта довольно широка - от Юргамыша в Башкирии до Приморска на Балтийском море. В Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областях проект реализует предприятие "Транснефть - Балтика". Оно перепрофилирует под транспортировку нефтепродуктов нефтепровод Ярославль - Кириши-2. Этой весной его вывели из эксплуатации, а в начале лета из участка трубы протяженностью 521 км вытеснили нефть и начали его очищать. Одновременно предприятие реконструирует перекачивающие станции "Быково-3" в Новгородской области и "Ярославль-2" в Ярославской. В 2017 году, когда трубу перепрофилируют, производительность участка от Ярославля до Киришей увеличится до 17,6 млн тонн, а когда введут в строй станции - до 24,4 млн.

Кстати, нефтяному терминалу порта Приморск тоже придется поделиться своими мощностями с нефтепродуктопроводной системой. Четыре его нефтяных резервуара объемом в 50 тыс. куб. м каждый перепрофилируют для хранения дизельного топлива. А два нефтяных причала обустроят таким образом, что с них можно будет отгружать и нефть, и нефтепродукты. Часть технологических трубопроводов очистят и переведут под дизельное топливо, построят насосную для перекачки нефтепродуктов и новые узлы учета. Сейчас ведется проектирование. Начать работы на терминале планируется в будущем году, а завершить - к концу 2017-го.

Польза от расширения

К работе в трех областях - Нижегородской, Владимирской и Ивановской - приступила в этом году "Транснефть - Верхняя Волга". На территории нефтеперекачивающей линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Староликеево" предприятие строит продуктопроводную головную перекачивающую станцию (ГПС) "Староликеево-4" с резервуарным парком. После завершения этого строительства в 2016 году пропускная способность участка Кстово - Второво увеличится с 7 до 9 млн тонн.

Подчеркнем: новая перекачивающая станция на этом участке будет построена только одна. А если бы было принято решение строить заново весь нефтепродуктопровод, таких станций на точно таком же участке понадобилось бы, по оценкам специалистов, как минимум пять.

Одновременно "Транснефть - Верхняя Волга" ведет реконструкцию продуктоперекачивающей станции (ППС) "Второво" во Владимирской области и нефтеперекачивающих станций (НПС) "Залесье" и "Степаньково" в Ивановской. Их тоже перепрофилируют из "темных" в "светлые", то есть приспособят под перекачку нефтепродуктов. Завершение всех работ запланировано на середину 2016 года, производительность на участке возрастет тогда до 15 млн тонн в год.

Ближе к 2018 году планируется перевести под транспортировку нефтепродуктов участок магистрального нефтепровода Горький - Ярославль, а также проложить новый участок от ППС "Второво" до НПС "Филино" во Владимирской области. Это позволит увеличить поставку нефтепродуктов с Нижегородского, Рязанского и Московского НПЗ в направлении порта Приморск. А в 2014-2015 годах компания "Транснефть" уже осуществила реконструкцию нефтепродуктопровода Уфа - Западное направление, которая позволила увеличить мощность транспортировки от Уфы (ЛПДС "Черкассы") с 10,5 до 14,2 млн тонн в год.

Как рассказал "РГ" заместитель вице-президента, директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов "Транснефти" Владимир Назаров, расширяя мощности трубопровода от порта Приморск, компания "движется к производителю и по мере реконструкции объектов присоединяет к проекту все новую ресурсную базу".

- Мы распределили проект во времени и пространстве, и благодаря этому имеем возможность поэтапно увеличивать производительность "Севера", постепенно ликвидируя дефицит мощностей на данном направлении. Уже в 2015 году мы планируем перекачать 14,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2017-м - 17,4 млн тонн, в 2018 году - 19 млн тонн и в 2019-м выйдем на проектные плановые 25 млн тонн мощности. Подтвержденные уже сегодня нефтяными компаниями объемы перекачки нефтепродуктов к этому времени составят 23 млн тонн с увеличением до 25 млн в 2020 году, - отметил он.

По словам Владимира Назарова, в порту Приморск за счет мощностей нефтяного терминала компания "Транснефть" планирует увеличить возможность накопления танкерных партий, а в результате частичного перепрофилирования причалов у нее появится возможность маневрировать ими.

- Если сегодня, используя причалы "светлого" терминала, можно отгрузить максимальную танкерную партию в 45 тыс. тонн, то, используя "нефтяные" причалы, можно будет формировать партию в 80 тыс. тонн. Возможность такого маневра увеличивает привлекательность порта для клиентов, открывая перспективы новых направлений отгрузки. Например, в Европу транспортируются партии, как правило, в 20-30 тыс. тонн. Но для Америки и Азии транспортировка таких партий экономически неэффективна, там минимальная партия составляет 60 тыс. тонн, - подчеркнул заместитель вице-президента компании.

Справка

Проект "Север" реализуется на основании Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, утвержденной приказом Минэнерго РФ N 212 от 6 июня 2011 года. Первый этап реализации предусматривает увеличение экспорта дизтоплива до 15 млн т в год. На этом этапе ведется строительство 15 км линейной части трубопровода, четырех новых и реконструкция двадцати перекачивающих станций, возведение резервуарного парка объемом 60 тыс. куб. м и реконструкция резервуарного парка объемом 100 тыс. куб. м. Завершение первого этапа проекта запланировано в 2016 году.

Второй этап реализации проекта предусматривает увеличение экспорта дизельного топлива до 25 млн тонн в год. На этом этапе запланировано строительство 138 км линейной части трубопровода, строительство трех и реконструкция одиннадцати перекачивающих станций, строительство резервуаров объемом 10 тыс. куб. м и реконструкция резервуаров объемом 150 тыс. куб. м. Завершение проекта запланировано в 2018 году.