На Нью-Йоркском фестивале представят фильм Спилберга об инциденте с U-2
Эта история тогда наделала много шума. Ярким солнечным днем свердловчане высыпали на праздничные улицы, готовясь смотреть первомайскую демонстрацию или в ней участвовать, собирались в колонны, пели песни и обнимались с друзьями и знакомыми. Я был тогда в веселой компании студентов Уральского университета, и мы уже отправились в путь к центральной площади города, когда где-то очень высоко в чистейшем голубом небе вдруг стал бесшумно расплываться таинственный облачный круг. Уже через несколько часов по городу пролетел слух о сбитом американском самолете. Он казался невероятным: каким образом мог появиться американский самолет в самом центре России, вдали от любой границы, над закрытым тогда индустриальным центром, набитом крупнейшими предприятиями "оборонки"! Но вскоре слух подтвердился, и мы узнали имя пилота - Фрэнсис Гэри Пауэрс. Он был сбит советской ракетой на высоте около 23 километров, сумел катапультироваться, был арестован советскими спецслужбами, приговорен к 10 годам тюрьмы, в заключении пробыл два года.
Обо всем этом мы узнали много позже: советскому народу сообщали только то, что ему положено было знать. Фильм Стивена Спилберга откроет этот секрет Полишинеля: то, что было известно всему миру сначала из газет и телерепортажей, а потом из книги направленного в СССР вызволять Пауэрса бруклинского адвоката Джеймса Донована Strangers on the Bridge: The Case of Colonel Abel and Francis Gary Powers ("Странники на мосту: дело полковника Абеля и Фрэнсиса Гэри Пауэрса").
Эта книга легла в основу сценария, написанного Мэттом Чэпмэном и доведенного до ума братьями Этаном и Джоэлом Коэн. Размещенный в интернете трейлер обещает картину предельно динамичную и напряженную по фабуле, хотя легко догадаться, что это динамика не только действия, но, прежде всего, - мысли. Главный сюжет связан с работой адвоката Донована, направленного в СССР для переговоров о возможности освобождения Пауэрса и угодившего в самое жерло холодной войны. Переговоры, считавшиеся почти бесперспективными, увенчались успехом: 10 февраля 1962 года в Берлине состоялся обмен Пауэрса на советского разведчика, полковника Рудольфа Абеля. США, впрочем, приняли Пауэрса отнюдь не как героя. В газетах писали о его предательстве, о том, что по законам воинской чести он был обязан принять яд, но не сдаваться в плен. Никто не верил, что Советы способны сбить самолет на такой высоте - стало быть, Пауэрс намеренно вел его значительно ниже, возможно, он вообще был двойным агентом! Все это сильно омрачало жизнь Пауэрса и его близких, привело к разводу с женой.
Судя по всему, одна из задач фильма Спилберга - реабилитировать Пауэрса в глазах общественности, вернуть ему доброе имя человека мужественного, рисковавшего жизнью. В качестве консультанта Спилберг пригласил сына Пауэрса Гэри, который в интервью Mail Online признался, что его телефонные разговоры до сих пор прослушиваются и записываются. Как утверждает издание, история эта и теперь вызывает много споров: она считается унизительной для Америки, недооценившей возможности Советов. 30-летний Пауэрс к тому времени уже имел богатый опыт разведывательных фотосессий в советском воздушном пространстве. Как он рассказывал сыну, U2 стартовал с территории Пакистана и должен был лететь над территорией СССР в течение девяти часов. Но через четыре часа после вылета пилот увидел ярко-оранжевую вспышку взрыва, его прижало к спинке кресла, крыло U2 разлетелось вдребезги, самолет устремился к земле. На высоте в 30 тысяч футов Пауэрс попытался катапультироваться, но ноги были намертво зажаты - их бы просто оторвало. Потом удалось высвободиться и выбросить парашют, который раскрылся на высоте 15 тысяч футов. Пауэрс приземлился на колхозном поле, к нему бросились рабочие, что-то крича по-русски, и он написал по мокрой земле: США. Вскоре прибыли черные лимузины, и во второй половине дня он уже летел в Москву.
После того, как произошел обмен и болезненная процедура допросов в ЦРУ была закончена, Пауэрс работал летчиком-испытателем на фирме "Локвуд", а затем был вертолетчиком-репортером одного из телеканалов. Пока не погиб в 1977 году, когда он вел репортажи с лесных пожаров в Калифорнии, и в вертолете внезапно кончилось топливо.
В своих интервью Стивен Спилберг неоднократно говорил о его особом интересе к этому инциденту с самолетом U-2 и судьбе Пауэрса. Его отец Арнольд, инженер, как раз в 1960-м полетел по программе научного обмена в СССР. По словам Спилберга, отправляясь в Москву, отец опасался советской шпиономании, и вот именно в те дни разразился скандал с американским шпионом в воздушном пространстве СССР. Арнольд Спилберг был на Красной площади, когда там для всеобщего обозрения были выставлены летный костюм и шлем Пауэрса, и рассказывал, как человек в военной форме, увидев его американский паспорт, стал им потрясать и кричать так, чтобы слышала вся толпа: "Посмотри, что твоя страна у нас делает!"
Большая часть эпизодов фильма Спилберга снята в Нью-Йорке, где бруклинские кварталы, бакалейные лавки и площади декорировали под середину прошлого века. Затем съемки были перенесены в польский Вроцлав и в берлинскую киностудию "Бабельсберг", в аэропорт Темпльхоф, а сцена обмена Пауэрса на Абеля между США и СССР снималась там, где это и произошло в 1962-м - на мосту Глиникер, соединяющем Потсдам с Берлином (здесь проходила граница между ГДР и Западным Берлином) и известному как "мост шпионов" (отсюда название фильма). Роль Донована сыграл Том Хэнкс, в роли Рудольфа Абеля - Марк Райлэнс, Пауэрса - Остин Стоуэлл. Наблюдать съемки этой сцены даже приезжала Ангела Меркель. Оператор картины Януш Каминский, музыку к фильму начинал писать постоянный композитор Спилберга Джон Уильямс, но заболел и был заменен Томасом Ньюменом.
Премьера "Шпионского моста" на Нью-Йоркском кинофестивале состоится 4 октября, 16 октября фильм выйдет на экраны США. В России, по данным сайта IMDb, он должен появиться 26 ноября.