Почему площадкой для проведения такого форума стал именно Пермский край, объясняется несколькими причинами. Во-первых, это многонациональный регион. Во-вторых, здесь самый низкий в Приволжском федеральном округе уровень межнациональной напряженности (в этом году не было зарегистрировано ни одного конфликта или преступления на национальной почве). И в-третьих, Пермский край - один из восьми пилотных регионов, где проходит апробацию разработанная специалистами ФАДН система мониторинга межнациональных отношений. Она включает в себя 28 индикаторов конфликтности, которые подразделяются на восемь категорий: среда и ресурсы; демография и миграция; власть и политика; экономика и социальная сфера; культура, образование и информация; контакты; стереотипы; внешние условия. Эти критерии, считает руководитель агентства Игорь Баринов, позволяют "оценивать состояние экономических, социальных, демографических, культурно-языковых и других факторов, влияющих на возможное появление очагов напряжения". "Если появятся проблемные ситуации и первоначальная реакция исполнительной власти окажется неадекватной, могут начаться серьезные проблемы, - говорит глава ФАДН. - Важно создать систему, которая будет реагировать не постфактум, а локализовывать и прекращать подводные течения".
Основными источниками информации для мониторинга служат данные федеральных органов власти, сводки и аналитические материалы регионов и муниципалитетов, результаты мониторинга СМИ, интернет-пространства и обращений граждан, социологические исследования, работа с экспертным сообществом и национально-культурными автономиями. По итогам исследований составляется этносоциальный паспорт территории, содержащий информацию о состоянии межнациональных отношений и потенциальных угрозах. "Всего предусмотрено три уровня угрозы, - говорит начальник управления мониторинга ФАДН Дмитрий Савельев. - Региональные и муниципальные власти будут оперативно оповещаться об опасности; для каждого уровня угрозы будут разработаны соответствующие схемы реагирования на местах".
Первым регионом, где введена система мониторинга, стала Свердловская область. На очереди Крым и ХМАО.
Профилактикой межнациональных конфликтов занялось и министерство труда и социальной защиты. Оно приняло профессиональный стандарт для местных чиновников, отвечающих за межнациональное и межконфессиональное согласие. Эти чиновники будут обязаны изучить этнопсихологию, этнополитику, регионо- и религиоведение. Им также надлежит проводить мониторинг конфликтных ситуаций и предотвращать столкновения на национальной почве. Кроме того, госслужащие обязаны будут способствовать культурной адаптации и интеграции мигрантов. "Теоретически это правильно, - считает первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. - Но есть огромное количество сопутствующих моментов: степень влиятельности чиновника, общая ситуация в субъекте, отношения с силовым блоком, отношения с диаспорами и конфессиями. Если это все не учитывать, то никакие знания не помогут".
По мнению Москвы, руководители регионов сами должны отвечать за межнациональный мир на вверенной им территории. С недавних пор эта ответственность закреплена законом. Главам городов, районов и поселений вменено в обязанность защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями. Региональным парламентам надлежит принимать законодательные акты, "направленные на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания". Кроме того, местные власти должны помогать "социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов". Мэры городов, на территории которых произошли межнациональные конфликты, могут быть отправлены в отставку.
Есть, правда, опасение, что под страхом увольнения мэры будут заниматься не профилактикой межнациональных конфликтов, а сокрытием их. Глава ФАДН Игорь Баринов говорит, что руководители регионов в своих отчетах федеральному центру нередко приукрашивают положение дел в этой сфере. С одной стороны, это плохо. Информационная недостаточность, отсутствие внятной и недвусмысленной реакции властей на каждый случай такого рода и привели к тому, что более 60 процентов населения поддерживают лозунг "Россия - для русских!" Но и широкая дискуссия по национальному вопросу сегодня небезопасна. Вот почему большинство происшествий с участием нацменьшинств официально трактуются как бытовые. Верить такой трактовке значительная часть общества не расположена. Чем усерднее внушается отсутствие в каком-либо конфликте национальной подоплеки, тем крепче массовая уверенность в обратном. Но мгновенная готовность исследовать национальный состав участников случайной уличной потасовки тоже ни к чему хорошему не приводит. Это знают на собственном опыте приезжие с Кавказа и из Центральной Азии. Поэтому и местные власти, и потенциальные жертвы погромов одинаково склонны замалчивать национальный подтекст конфликта, говоря в один голос: "Не надо разжигать". И в таких случаях им не откажешь в благоразумии.