Максим Муссель: Мобильное кино нужно показывать на большом экране

В этом году на одном из кинофестивалей знаменитый режиссер Даррен Аронофски проводил свой мастер-класс. Первое, что он сделал, войдя в переполненную аудиторию, - достал из кармана брюк золотой мобильник и высоко поднял его над головой:

- Сегодня - ваше время. Вы можете снимать кино на мобильный телефон. Так что никакие отмазки по поводу того, что у вас нет денег на фильмы, больше не действуют!

А через полтора месяца обозреватель "РГ" попала на "Край света" (так называется кинофестиваль в Южно-Сахалинске), где впервые в России проводился единственный в своем роде семинар "Артфон", посвященный тому, как снимать кино на мобильный телефон и для чего это делать. С ведущим этого семинара, экспертом по мобильному кино Максимом Мусселем мы поговорили о новом явлении. Кстати, пятиминутный фильм Максима Lisbon. Live - призер 2014 года International Mobile Film Festival - этот фестиваль проводится в Сан-Диего вот уже пять лет и собирает лучшие фильмы, снятые на мобильный.

Максим, те люди, которые снимают видео на мобильный: коллег, подружек, котят и прочее - они же не создают мобильное кино?

Максим Муссель: Нет. Сам термин, к сожалению, очень двусмысленный. Если в Интернете набрать "мобильное кино", то выпадает все, что можно смотреть на мобильном устройстве, а не снимать на мобильный телефон. Поэтому нужен какой-то новый термин на русском языке, который бы это отражал. Например, "съемка на мобильный телефон", а не "мобильное кино".

Но если мы переходим к той категории, которая все-таки снимает на мобильном фильмы. Кто эти люди?

Максим Муссель: Я выделяю три группы. Одна - это люди, не имеющие никакого профессионального кинообразования. То есть что-то они смотрели, что-то - нет, но в какой-то момент задумались о том, что могут делать фильмы. Конечно, в большинстве случаев они делают семейное кино: про события или путешествия - репортажные моменты из жизни. Они недостаточно художественные, но все-таки люди хотят, чтобы получилось кино. У них появляется какое-то количество кадров или планов, они их монтируют или же снимают последовательно - есть такой метод. Когда человек не умеет монтировать и у него нет доступа к монтажной программе, он просто понимает: как события развиваются хронологически, так и нужно снимать. Кадры набираются на размер фильма, и вот, например, и репортаж о поездке в Крым появился.

Вторая группа - те, кто не имеют профессионального образования, но очень активно пытаются его получить. Читают книги, ходят на курсы, смотрят кино… Они изучают, что такое монтаж, композиция, как выстроить кадр и прочее, и, если они делают мобильное кино, у них получается уже что-то более похожее на правду.

И третья группа - образованные специалисты. Скорее всего, это все-таки молодые люди. Хотя, например, режиссер Алла Сурикова рассказывала о том, что сняла фильм на мобильный про своих кошечек и даже получала за него премии на фестивалях.

А может быть такое, что кино, снятое на мобильный телефон, в условиях нехватки денег у профессиональных режиссеров вытеснит или подвинет кино, сделанное другими средствами?

Максим Муссель: Главная особенность мобильного кино вовсе не в том, что оно на порядок дешевле. Лет через пять вопрос дешевизны съемочного процесса, если не брать какие-то невероятные компьютерные спецэффекты, еще больше нивелируется. И сегодня уже профессиональные камеры стоят не те деньги, что раньше. Поэтому вопрос не в экономии средств. И вытеснить не сможет ничего и никуда. Каждое кино будет занимать свое место. Другое дело, что есть определенное место у того, что мы называем мобильным кино. Какое? На мой взгляд, пока еще это не окончательно ясно. Но определенные гипотезы на этот счет у меня есть.

Поделитесь?

Максим Муссель: Конечно. Гипотезы следующие. Обратите внимание на видеоблоги. Я с некоторых пор начал внимательно их изучать - и российские тоже, но в основном западные. Там есть очень интересная закономерность: в большинстве случаев видеоблог - это просто человек, сидящий в кадре или в крайнем случае ходящий по улице чужого города. Это не художественное осмысление действительности. Но видеоблог - это все-таки рассказ. Думаю, что может проявиться потенциал - видеоблоги будут авторские, художественные. Тогда каждый видеоблог будет как яркое событие.

Когда я размышлял о том, как можно использовать мобильное кино и какое место оно займет, то мне в голову пришло условное название - видеома (по аналогии с идиомой). Это очень короткий ролик - от 5 до 15 секунд, который может быть частью поста в социальной сети. Короткое, но емкое художественное высказывание. Отражение какой-то яркой эмоции. Кстати, я нашел пример. Наш великий фотограф Георгий Пинхасов, который единственный входит в мировую элиту агентства "Магнум", ведет страничку в "Инстаграме", где выкладывает не только фотографии, но и 15-секундные визуальные зарисовки. Это очень близко к тому, что я имею в виду.

Мы говорили о видеомах и видеоблогах, но есть еще фестивальные фильмы, показы на большом экране.

Максим Муссель: На первый взгляд кажется, что это путь не очень типичный для мобильного кино. Мало кто представляет себе, как то, что снято на мобильный, можно смотреть на большом экране. Однако опыт подсказывает, что показывать такое не только можно, но и нужно. Потому что "мобильное" видеоизображение по сегодняшнему уровню достаточно технически качественное и, кроме того, обладает собственной художественной выразительностью.

К тому, о чем я сказал, еще можно добавить распространение 3-5-минутных роликов на YouTube и ссылок на них. Это могут быть и неожиданные репортажные съемки, которые вызывают интерес и вирусно распространяются, и другие формы.

Кроме того, сейчас массовый размах в Европе и Америке набирает мобильная журналистика. То есть материалы, снятые на мобильный телефон. Даже есть такой термин - мобильный журналист MoJo. И многие европейские телеканалы и интернет-СМИ нанимают журналистов, которые снимают только на мобильный телефон.

Есть еще одно направление - вирусная реклама. Это создание неких роликов для распространения в Интернете по заказам коммерческих компаний.

В 2013 году премию "Оскар" за лучший документальный фильм получила картина Малика Бенджеллуля "В поисках Сахарного Человека" - шведский режиссер снял ее на айфон. Или взять, к примеру, фильм "Такси" Джафара Панахи, значительная часть которого снята на айфон.

Максим Муссель: В первом случае снята на айфон лишь часть фильма. Потому что у режиссера была необходимость сделать псевдодокументальную съемку, и он использовал айфоновское приложение Super 8, которое снимает ретро-картинку.

Что касается фильма "Такси", там фильм снят не только на айфон, но и на фотокамеру, и на видеорегистратор. Это прием, когда используется мобильный телефон или любое другое современное устройство, для того чтобы выразить субъективную позицию автора.

То есть тут мобильный и видеорегистратор как средства художественного осмысления действительности, потому что невозможно по-другому изложить авторскую позицию?

Максим Муссель: Важно, чтобы зритель понял и ощутил, что это снято на мобильный телефон, иначе прием становится бессмысленным. Тогда у него возникает ощущение сопричастности, потому что он понимает: снято на мобильный. В фильме Панахи мы понимаем, что он снят на видеорегистратор, и это - его "фишка", за которой мы следим.

Максим, а где научиться снимать кино на мобильные телефоны? Какие приложения скачивать, какую технику использовать? Какой лучше брать телефон?

Максим Муссель: Большая проблема существует с этим. Я принял решение сделать сайт и портал по мобильному кино. Американский сайт mobilemoviemaker существует уже несколько лет. На нашем портале можно будет получить некие знания, как снимать, как монтировать, как писать сценарии (для мобильного кино они должны выглядеть по-другому - там может не быть раскадровки, например). На сайте будем рассказывать обо всех объективах, микрофонах, софитах, штативах, которые есть и появляются. И конечно же, о приложениях, которые позволяют снимать, записывать звук, делать эффекты и монтировать фильмы.

Вы сами тоже снимаете кино на мобильный?

Максим Муссель: Снимаю. Как типичный представитель второй группы людей, которую я обозначил: те, кто интересуются кино, но не имеют профессионального образования. Я начал получать это образование дополнительно, занимался на курсах у разных режиссеров. Например у Владимира Аленикова. У него авторский трехмесячный семинар для режиссеров, и в его рамках надо было снять учебные работы, естественно, не на мобильный телефон. Я снял две работы и в процессе съемок понял, насколько это трудный с точки зрения технологической составляющей процесс, который требует организации большого числа людей. Ресурса не только творческого, но и административного. И я сказал себе, что хочу снимать кино, но не готов обременять себя всеми этими технологическими проблемами. И в этот момент, к счастью, так совпало, на мобильных телефонах уже появилась возможность снимать достаточно качественное кино. Если первые фильмы я снимал на купленную камеру Sony, то уже после съемок учебных заданий я перешел на мобильный телефон. Пытаюсь снимать (некую) окружающую действительность, но преобразовывая ее в авторскую идею - можно назвать этот жанр "видеоэссе".

Лучшие фильмы, снятые на мобильный телефон

My World - Sergio Garcia Locatelli.

The Girl With The Red Balloones - Timothee Corteggiani & Nathalie Giraud.

SYNC - Alberto Corral.

Mankind Is No Island - Jason van Genderen.

Dancers Of NYC - Tristan Pope.

Самое популярное приложение iMovie

С iMovie все, что нужно для создания фильма или трейлера, у вас под рукой. За счет интерфейса и поддержки жестов Multi-Touch работать с видео все интереснее. А благодаря поддержке новой 64-битной платформы все работает быстро. Если использовать iCloud, можно просматривать видео в iMovie Theater на всех своих устройствах.

Несколько фактов о мобильном кино

В рамках празднования 95-летия с момента своего основания компания Bentley решила поэкспериментировать с iPhone и iPad и сняла черно-белый короткометражный документальный фильм, посвященный спецверсии флагманского автомобиля Mulsanne. Ролик полностью снят на iPhone с использованием такого приложения, как FiLMiC Pro, и смонтирован на iPad Air при помощи приложений "Фото" и iMovie.

Фильмы, при съемке которых использовался iPhone, давно уже не редкость. Время от времени картины, участвующие в международных конкурсах, получают самые высокие награды. Так, в 2013 году премию "Оскар" за лучший документальный фильм получил фильм Малика Бенджеллуля "В Поисках Сахарного Человека". Часть этого фильма шведский режиссер снял на iPhone.

В некоторых ситуациях камера iPhone становится незаменимой. По словам кинокритиков, один из фильмов-конкурсантов под названием Tangerine представил на фестивале "Сандэнс" такие кадры Лос-Анджелеса, которые редко кому удавалось сделать. По словам режиссера фильма Шона Бэйкера, он смог добиться подобного благодаря компактному размеру iPhone, который позволяет, во-первых, не нарушать запрет большинства заведений города на профессиональную киносъемку без разрешения, а во-вторых, работать в естественной обстановке, когда никто из прохожих не обращает внимания на то, что ведутся съемки.

Многие проекты и просто кадры для души профессиональные операторы все чаще тоже снимают на iPhone - их работы можно встретить на iPhone Film Festival, который проводится ежегодно.

В новом течении кинематографа есть успешные примеры создателей видео из России. Например, Андрей Меликов снял на iPhone и смонтировал отчет про поездку в Таиланд, и видео попало в коллекцию лучших роликов года, отобранных редакцией сервиса Vimeo.