Издательство пообещало остановить продажи книги и отправить учебник на повторную экспертизу. Первый заместитель министра науки и образования Наталья Третьяк подтвердила, что минобрнауки действительно получило заявление с просьбой организовать еще одну экспертизу учебника обществознания. Просьбу рассмотрит Совет по учебникам.
- Экспертизу будет проводить РАО, она займет около 30 дней. Если заключение будет отрицательным, то издательство заменит учебник, - пояснила замминистра. Она напомнила, что сейчас в перечне рекомендованных для школ учебников не 3000 книг, как раньше, а 1200.
Сокращение перечня сопровождалось пятью судебными исками к минобрнауки - не всем нравится, что книг становится меньше. "Минобрнауки выиграло все процессы", - заметила Наталья Третьяк.
Напомним, школьные учебники проходят сейчас несколько экспертиз - научную, педагогическую, общественную. Все результаты экспертиз, включая информацию об экспертах, уже сегодня можно найти на официальном портале минобрнауки .
- Скоро интернет-ресурс заработает в полную силу. Его целевые группы - учащиеся и их родители. Также интересную для себя информацию там найдут управленцы и работники школ, - рассказал заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Алексей Благинин.
На этом же портале можно будет оставлять сообщения об ошибках, ляпах и опечатках в учебниках.
В этом году многие школы занимаются по новым учебникам истории. Александр Чубарьян, директор института всеобщей истории РАН, напомнил: "Я получал по 500 - 600 писем с замечаниями и предложениями. В результате отобрали только три линейки". И в том, что над совершенствованием учебников должна идти постоянная работа, Чубарьян не сомневается. Другое дело, что учебники сейчас не успевают за переменами в реальной жизни.
В одном из учебников для первого класса детям приводят такие примеры: "обедать" и "объедать". Значение слова "обедать", конечно, знают все. А вот что такое "объедать", думаю, знает далеко не каждый первоклашка. Есть упреки в адрес учебников иностранного языка, которые не всегда учитывают новые повышенные требования к устной речи.
Впрочем, продвинутые учителя иногда обходятся вовсе без учебников. Директор московской гимназии N1550 Вита Кириченко ничего страшного в этом не видит: "На литературе в десятых, одиннадцатых классах важен не учебник, а художественный текст". Так что значение учебника не стоит преувеличивать. Это всего лишь инструмент для педагога. По большому счету почти у всех школьных учебников одна проблема - плохой, наукообразный русский язык. Говорить просто и доступно о сложном могут только самые талантливые педагоги и ученые. А они, судя по всему, среди авторов учебников и экспертов встречаются не так уж часто.