В Севастополе за 5 миллионов рублей модернизировали троллейбус

Старый троллейбус ЗИУ-9 прошел в Севастополе полную реставрацию и теперь оборудован аккумуляторными батареями. Он свяжет удаленный микрорайон, не охваченный контактной сетью, с центром города. Точно так же будут возрождены еще около двух десятков отслуживших свой срок машин.

Троллейбус с автономной тягой впервые мчит по севастопольской улице Жидилова. Жители микрорайона в недоумении останавливаются, фотографируют. Здесь давно не хватает вместительного общественного транспорта, а с увеличением штата на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота уехать в час пик стало почти невозможно.

- Троллейбус нам очень нужен, - считает местная жительница Екатерина Чагоровская. - На нем можно добраться из всех районов в центр. Дорога обходится дешевле. "Топики" (маршрутки) - это, конечно, удобно и быстро, но троллейбус все равно должен ходить, потому что у нас есть пенсионеры и инвалиды, для которых проезд в троллейбусах бесплатный. Кроме этого, чтобы на остановках в часы пик не скапливались толпы пассажиров, транспорт должен быть вместительным.

Гибридный троллейбус будет курсировать по маршруту N22 - от площади Ушакова на улицу Горпищенко. Там он отсоединится от контактной сети, проедет через дачный поселок Дергачи на улицу Жидилова и вернется обратно тем же путем. Автономная дистанция - 15 километров, хотя машина может проехать без подзарядки в два раза больше.

Новую жизнь старичок ЗИУ-9 получил в машиноремонтных мастерских госпредприятия "Севэлектроавтотранс". В салоне заменили обшивку, увеличили пространство, установили новые сиденья, окна и двери, обновили ходовую часть. Даже не верится, что этот троллейбус колесил по улицам Севастополя 35 лет. Главные новшества - это мощный литий-ионный аккумулятор и бесконтактная электронная система управления. Информацию о работе транспортного средства водитель видит на электронном табло. Троллейбусники могут часами рассказывать о своем детище.

- Это первый в России отреставрированный троллейбус с литий-ионными батареями, - уверяют они. - Один автобус выбрасывает в атмосферу за год пять тонн сажи, а наша машина экологически чистая.

Новый тяговый комплект, снижающий расход электроэнергии и увеличивающий плавность хода, поставил вологодский завод "Транс-альфа электро". Гарантия на аккумуляторы китайского производства - пять лет, а сама машина при бережном обращении проработает еще дольше. По словам директора ГУП "Севэлектроавтотранс" Виктора Гончарова, капитальный ремонт и модернизация обошлись в пять миллионов рублей, тогда как новый троллейбус с автономным ходом стоит около 25 миллионов.

- На троллейбусе установлена рекуперативная система, позволяющая при торможении преобразовывать кинетическую энергию в электрическую, - рассказывает Гончаров. - При севастопольском рельефе это экономит до 30 процентов электроэнергии. Она не отдается обратно в сеть, а идет на подзарядку аккумулятора.

Городские власти подсчитали, что транспорт с автономным ходом использовать выгоднее, чем прокладывать контактную сеть во все удаленные части Севастополя. Гибридные троллейбусы намерены пустить еще в 10 городских микрорайонов - закольцевать несколько действующих маршрутов, включить улицу Фадеева, Казачью бухту, Балаклаву, Фиолент, Инкерман, Северную сторону. Троллейбусники рассчитывают модернизировать еще около 20 машин. Следующую модель сделают с низким полом для удобства инвалидов, а также оснастят салон кондиционером. Они даже собираются сами изготавливать троллейбусы и уже прицениваются к стапелям для постройки корпусов.

Однако троллейбусный парк Севастополя будет обновляться не только за счет модернизации старых машин. Город намерен купить новые троллейбусы в лизинг. Как рассказал "РГ" начальник управления транспорта Севастополя Евгений Бабич, после корректировки программы обновления транспорта число закупаемых троллейбусов сократилось почти вдвое - со 111 до 61-го.

- Учитывая подорожание машин и сокращение бюджета, оставили в программе 61 троллейбус и 90 автобусов, - сказал Бабич. - Готовим конкурсную документацию совместно с государственной транспортной лизинговой компанией, проведем конкурс и заключим договор с производителем. Первый транш из федерального бюджета планируем получить до конца года.

По его словам, стоимость покупки троллейбусов и автобусов для Севастополя составит 1,7 миллиарда рублей, а с лизинговыми платежами в течение пяти лет сумма вырастет до 2,4 миллиарда.

- Это возвратный лизинг, - объяснил Бабич. - Деньги надо будет вернуть силами предприятия в виде лизинговых платежей. Намерены сделать это за счет доходов от перевозок, в том числе за счет увеличения тарифов. Однако до конца года не планируем повышать цены на проезд.

Мнение

Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:

- Для развития контактной троллейбусной сети Севастополя необходимо проложить 80 километров кабеля. Это процесс длительный, и одной только заменой сети мы не решим проблему доступности транспорта. В строительство новой контактной сети и тяговых подстанций надо вложить немало средств. Поэтому эксперимент нашего троллейбусного предприятия по реанимации старых троллейбусов очень своевременный. Я дал поручение директору предприятия просчитать необходимое количество троллейбусов на автономном ходу, которые решат транспортную проблему в отдельных микрорайонах. Предусмотрим бюджетные средства на модернизацию, параллельно закупая и современные комфортабельные троллейбусы.