Как Каннский форум изменит российское кино

В Каннах завершился крупнейший европейский рынок контента MIPCOM 2015.

Типичная "рыночная" картина - идет парочка закупщиц в стильных платьях на каблучках, и каждая везет за собой элегантный чемоданчик на колесиках - туда складываются проекты и контракты. Кому лень прогуливаться по рынку - те приходят на презентации Fresh TV, где им "на блюдечке" подают новинки. Ведущая Fresh TV, эксперт Вирджиния Мауслер обозначила главный тренд года в области кино: ужасы и криминальные сериалы, триллеры, рассказывающие о шпионах и террористах, а также - психодрамы.

Ни под одну из этих категорий не подходили новые российские сериалы "Измены" (канал ТНТ) и "Лондонград" (СТС) (хотя оба проекта прошли предварительный отбор на Fresh TV). Соответственно, названы на презентации не были. Может быть, и к лучшему. Сериал "Метод" Первого канала, рассказывающий о следователе-маньяке (в эфире с 18 октября), как раз бы подошел. Но продюсер Александр Цекало сказал обозревателю "РГ", что "Метод" на этот рынок контента не привозили.

Зато закупщики Первого канала, в частности сериальные, интенсивно смотрели новинки. Возможно, именно они купят продолжение "Секретных материалов". Вне зависимости от того, понравится сериал публике или нет, аудитория все равно на него придет - хотя бы посмотреть, как изменились герои, как выдержана линия, и насколько качественно сделан переход из прошлого в настоящее. Да и просто, чтобы составить свое мнение.

…Девочка пропускает грозного мужчину в темный подвал. Он же - дом терпимости. Она со знанием дела обыскивает его. Но хозяин подвала велит еще раз проверить гостя. О ужас - девочка забыла заглянуть в его ботинки. А в них, между прочим, важный документ. Убьет ли хозяин за это ребенка?... Это пересказ отрывка из нового сериала The Frankenstein Chronicles ("Хроники Франкенштейна") с Шоном Бином в главной роли. Показ проекта прошел на рынке. Добавят ли его в свои корзинки русские киношопоголики?

А может быть им по душе придется леденящий душу сериал Outcast рассчитанный на подростков? У Outcast много общего с The Walking Dead ("Ходячими мертвецами"). Оба сделаны по комиксам Роберта Киркмана, и у обоих один сценарист и исполнительный продюсер Дэвид Альперт. Купить или нет историческую драму Mercy Street ("Улица милосердия"), повествующую о жизни между войной и миром? Кровь, больница, интриги, столкновения между врачами и сестрами? А может, сразу приобрести "Войну и мир" производства компаний ВВС и Харви Вайнштейна? Мини-сериал - шесть часовых эпизодов выйдет уже в 2016 году - ну их-то точно привезут в Россию. Выгодное приобретение.

Сериал The Last Panthers, рассказывающий о криминальной жизни современной Европы, сделан очень качественно. "Хватает" с первых же кадров и держит зрителя в напряжении. Не зря его отобрали на главный показ рынка контента. В том, что он в скором времени появится и в нашей стране - сомнений нет.

Русские в этот раз громко свой контент не афишировали, хотя привезли около 130 проектов - только на стенде Russian Cinema (объединенный стенд Министерства культуры и Фонда кино). Это раньше реклама русских фильмов и сериалов красовалась на самых видных местах. И, если следовать тренду - в наших сегодняшних предложениях есть хоррор "Пиковая дама: Черный обряд" (фильм показал хорошие цифры в российском прокате). Компания, которая его представляет, объявила на MIPCOM 2015 о продаже полного пакета прав, включая кинотеатральные, на территории Северной Кореи и Вьетнама. А по итогам рынка продолжит рассматривать поступившие предложения из Германии, Турции, Великобритании и с Балкан. Хорошо покупают.

Первые пятнадцать минут нового фильма "Он - Дракон" (их показывали покупателям на рынке) завораживают. Сюжет пугающий. Дракон наводит ужас на жителей деревни. К картине проявлен значительный интерес со стороны закупщиков из Испании, Италии, Японии, Германии, США. Франции. Более того - в Каннах начались переговоры с международной дистрибьюторской компанией-мэйджором, желающей приобрести глобальные права.

Россияне на нынешнем рынке поняли, что, дабы выжить в тяжелые времена, нужно осваивать копродукцию - многие работали в этом направлении. Но еще больше просто приценивались - нужно понять, как работать дальше. Так, на MIPCOM 2015 прошло несколько важных переговоров на высшем уровне с представителями Турции, объявленной в этом году страной - почетным гостем, Малайзии и Мексики. "Мы надеемся, что состоявшиеся встречи послужат хорошим началом для выстраивания долгосрочных партнерских отношений в области кино и телевидения между нашими странами", - прокомментировал исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.

На MIPCOM 2015 на стенд Russian Cinema привезли около 130 проектов

Что же нас ждет, над какими драмами будут плакать наши женщины, какими сюжетами увлекаться мужчины? Для первых - канал "Домашний" купил (и сделка состоялась еще до начала этого рынка) продолжение сериала "Великолепный век". История Султана Кесема привяжет в экрану телезрительниц разных поколений. В этот раз актер Халит Эргенч, исполняющий роль Султана Сулеймана в "Великолепном веке", ходит по рынку без охраны. А зря. Поклонницы его одолевали. Обозреватель "РГ" была на презентации турецких форматов. И там есть еще кое-что свежее на этот же манер. Учитывая, что многие россияне сегодня ездят отдыхать в Турцию, изучают обычаи и нравы этой страны - им будут близки и темы проектов. Например, "золотые хиты" - сериалы "1001 ночь" (идет с 2006 года, и куплен в Россию на "Домашний"), "Фатмагуль" (с 2010 года, есть и индийская адаптация), "Эзель" ( с 2009 года, адаптирован для Армении и Украины).

Новый сериал "Игра тишины" (Game of silence) выходит в 2016-м году - должна появиться его американская адаптация. В исторической драме "Воскрешение" (Resurrection), что вышла в нынешнем сентябре, показаны пытки и кровь - все ужасы Оттоманской империи XIII века. А снято уже два сезона. В прошлом месяце на турецких экранах появился и многосерийный триллер "Бандиты" (Bandits). "Братья убивают братьев и друзья убивают друзей" - вот один из его слоганов. Жизнь криминального авторитета протекает между бывшей беременной любовницей и женой, между мафией и правительством...

Ну и еще один турецкий формат, который как нельзя лучше перекликается с темой данной статьи "Монстры шопинга" (Shopping monsters). Это - не сериал, а шоу. Выходит в Турции с февраля 2011 года и рассказывает о том, как еженедельно пять женщин совершают поход по магазинам и к стилистам, но с очень ограниченным бюджетом.

Можно еще приводить множество примеров новых телевизионных проектов, и не только турецких, но важнее обозначить еще одну тенденцию. Ее верно сформулировала Александра Модестова - руководитель объединенного стенда RUSSIAN CINEMA: "Контента сегодня предлагается много, но будущее - не за количеством, а за качеством", - сказала она.

В России только начали производить современный контент, сопоставимый по качеству с мировым. Но, если говорить о качестве, то хороший пример - новый сериал "Тихий Дон" Сергея Урсуляка - он только планируется к показу на канале "Россия1". На рынке его предпродажи превзошли ожидания. Юлия Матяш - генеральный директор "Совтелеэкспорта" - дистрибуторской компании ВГТРК - сказала "РГ" по этому поводу следующее:

Мы в Канны привезли 40-секундный тизер "Тихого Дона" - (напомню, что впервые отрывки из этого сериала показали в августе, на фестивале "Окно в Европу" в Выборге - Прим. С.А.). Мы ожидали что "Тихий Дон" вызовет интерес международных покупателей, правда, оставались некоторые опасения, связанные с политической конъюнктурой текущего момента. Поэтому тем более приятно отметить, что количество покупателей не сократилось, а наоборот возросло. Сложно выделить какую то одну страну, потому что интерес тотальный. В первые же минуты работы рынка на наш стенд подошел директор крупнейшего французского телевизионного фестиваля FIPA и предложил поучаствовать в нем.

"Екатерина" продолжает быть основным сериалом, притягивающим внимание покупателей. Она завоевывает все новые территории. Думаю что скоро сможем сообщить о сделках с Италией - идет борьба между двумя итальянскими каналами. Продолжается активная программа продвижения на Латинскую Америку (сериал уже вышел на государственном канале "Мексика 22"). У нас есть и уникальная документалистика - фильм про Амурского леопарда - такого материала нет ни у кого. Безусловные лидеры продаж - это фильмы "Президент" и "Крым. Путь на Родину".

Также, если говорить о качестве, мы можем гордиться продвижением на международные рынки российской анимации. Илья Попов - Президент Ассоциации анимационного кино, генеральный продюсер группы компаний "Рики" - рассказал "РГ" о новом мультфильме "Тима и Тома". Его впервые презентовали на MIPCOM, получили хорошие отзывы и готовят к началу продаж.

- Мы "закрыли" права на Турцию, Кипр и Испанию по "Смешарикам" и "Пин-коду". Еще приготовили несколько сделок, которые планируем закрыть по результатам рынка - продать проекты в ряд стран Азии и Латинской Америки, - сказал Илья Попов. - Для меня, несмотря на кризис, этот рынок является переломным, потому что я собственными глазами увидел насколько российская анимация стала заметной. Это понятно уже по тому, какое количество людей приходит на российский стенд и ищет определенные проекты. Многие международные компании, которые ранее были не готовы и разговаривать с российскими студиями - стремятся к переговорам. И сейчас - в ситуации ослабленного рубля - анимация остается удобным экспортным креативным продуктом. И еще стоит учесть то, что стоимость производства в России оказалась ниже многих стран, включая Китай и Индию, и делать у нас мультфильмы стало выгоднее. При этом - мы никогда не проходили стадию сервисных компаний по оказанию услуг. Мы всегда сами создавали и продавали новые проекты.

На MIPCOM заключили новые сделки по мультфильмам "Йоко", "Алиса знает, что делать", "Фиксики", "Пузыри". Сериал "Маша и Медведь", о котором здесь на специальной сессии You Tube было сказано, что он занимает второе место по популярности среди детского контента в мире, также "освоил" новые территории. И, кстати, в Италии будет выходить спин-офф мультфильма - "Машины сказки". Впервые на европейский рынок привезли и новый проект "Три кота". Премьера этого анимационного сериала запланирована на 24 октября на СТС. Международные дистрибьюторы проявили к нему большой интерес.

А наша "анимационная гордость" - полнометражный мультфильм "Снежная королева" - и об этом стало известно как раз в преддверии кино- телерынка в Каннах, попала в число номинантов на престижную азиатско-тихоокеанскую премию Asia Pacific Screen Awards в категории "Лучший полнометражный анимационный фильм". Речь о второй части франшизы "Снежная Королева 2: Перезаморозка", хотя готовится уже и третья. Результаты будут объявлены 26 ноября 2015 года на торжественной церемонии, которая пройдет в Австралии.

Кстати

На MIPCOM 2015 не остались в стороне и российские новые технологии. По приглашению RIP - Российского инновационного павильона - в Канны приехал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов. Так что, возможно, весной на рынке цифровых технологий MIP DIGITAL FRONTS, что пройдет в рамках MIPTV 2016, в Российском инновационном павильоне представят новые любопытные проекты.