Председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников сообщил, что специальная рабочая группа трудится над документом еще с июня 2014 года. По словам Крашенинникова, подготовлено уже 70% текста. Но в осеннюю сессию принять законопроект, скорее всего, не удастся. Депутат пояснил: "У нас нет планов его очень быстро принимать. Мы хотим, чтобы документ был согласованный, и в этом смысле это не повестка осенней сессии этого года".
При этом Крашенинников признал: "Есть проблемы, о которых можно не говорить, но они есть - это двойная кассация". "Двойная кассация" появилась в арбитражном процессе после объединения Высшего арбитражного и Верховного суда. Однако обещания устранить "двойную кассацию" так и не прозвучало.
Единый процессуальный кодекс позволит устранить целый ряд проблем. "В частности, иск, поданный с нарушением правил о подведомственности, суд будет обязан передать в надлежащий суд. Вместо того чтобы возвращать его истцу или отказывать в принятии, как происходит сейчас", - поясняет Николай Чудаков. Также этот документ будет способствовать устранению противоречий между двумя ветвями процессуального права - арбитражного и гражданского.
Кроме того, Крашенинников пообещал упростить работу третейских судов: "Проект закона об арбитражах (третейских разбирательствах в РФ) в первом чтении мы приняли. Очень надеюсь, в осеннюю сессию мы наконец примем этот закон, который существенно упорядочит регламентацию третейского разбирательства".
"Какова все-таки судьба вещного права?" - задал вопрос депутату профессор, заведующий кафедрой гражданского права МГУ им. Ломоносова, руководитель рабочей группы Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Евгений Суханов. "Незавидная, - честно ответил Крашенинников. - По финансовым сделкам и вещным правам у нас идет согласование между ЦБ РФ, правительством РФ, рабочей группой. И вроде бы мы находим какие-то точки соприкосновения". Осложняющим эту работу фактором Крашенинников назвал смену руководства ЦБ, из-за которой приходится заново согласовывать многие моменты. "Из выступления Крашенинникова можно сделать вывод, что блок по финансовым сделкам имеет больше шансов на принятие, чем главный блок реформы - положения о вещном праве", - констатировал Николай Чудаков.
Также Крашенинников высказался за ограничение допуска иностранных адвокатов в российские суды. "В конце концов, нужно решить проблему, допускать иностранных юристов или не допускать? Мне очевидно, что не допускать. Потому что они никогда не допустят вас на процесс в Германии, США, да где угодно, - обратился Крашенинников к юридическому сообществу. - Я знаю пару стран, где допустят, но вы туда сами не поедете". Он предложил иностранным адвокатам сдавать экзамены, чтобы получить допуск к работе в российских судах. А кроме того, вести реестр адвокатов, который облегчит работу и российским специалистам. Реестр позволит им не подтверждать квалификацию. Такая норма уже сейчас есть в Кодексе административного судопроизводства.
Напомним, Кодекс административного судопроизводства (КАС) вступил в силу 15 сентября. "За I полугодие 2015 года судами было рассмотрено 3 млн дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, основную массу дел составляют дела по требованию налоговых органов, в I полугодии их было 2,4 млн, - сообщил глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин. - Мы полагаем, что к концу года будет около 5 млн. По-прежнему значительное количество составляют дела, которые касаются оспаривания действий, решений должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, их около 56 тысяч. Таким образом, формула, которую предлагает КАС, востребована жизнью".
Правда, в только вступивший в силу кодекс уже планируется внести изменения. "В недавно принятый Кодекс административного судопроизводства уже готовятся поправки, связанные с постановлением Конституционного суда РФ N 6-П. Они установят порядок оспаривания писем госорганов, которые формально не являются правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами", - говорит Николай Чудаков.
Также Плигин рассказал о новой редакции КоАП. "С момента введения кодекса в 2002 году было принято и вступило в силу 437 федеральных законов, которыми в текст было внесено 3000 изменений. Не всегда они носили системный характер, - отметил депутат. - Поэтому в ряде случаев утрачивалась целостность, единство правового регулирования".
Разработчики новой редакции КоАП решили закрепить в документе норму, согласно которой изменения в кодекс будут вводиться только отдельными законами, сообщил Плигин. Аналогичная норма разработана для УК РФ и УПК, депутаты Госдумы приняли ее 3 июля. Это ограничение осложняет внесение в кодексы чрезмерного количества поправок. Кроме того, процесс согласования текстов федеральных законов обычно позволяет устранить грубые противоречия в тексте кодексов, к которым может привести принятие недостаточно проработанных предложений.
Дополнительно в КоАП могут появиться категории административных правонарушений (грубые, значительные, менее значительные), как в уголовном законодательстве. Также есть предложение ввести в кодекс новый вид наказания - ликвидация юридического лица. "Мера очень серьезная, можно сказать, радикальная. Вместе с тем нужно сосредоточиться не только на термине, а посмотреть, для чего же он предлагается", - говорит Плигин. Применять ликвидацию юрлица предлагается только для пяти составов: создание юридическим лицом условий для торговли детьми и эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация юридическим лицом порнографических изображений; незаконная организация и проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму; легализация доходов, полученных преступным путем. "И даже в рамках этих составов мы готовы дискутировать", - отметил Плигин. Депутат отметил, что предложенные санкции могут свести на нет необходимость установления еще более серьезных видов наказаний для юрлиц: "Следует отметить, что введение таких административных санкций, как ликвидация юридического лица, наряду с лицензиями и оборотными штрафами делает еще более дискуссионным вопрос о целесообразности введения в РФ института уголовной ответственности юридических лиц".