Патент для самозанятых граждан изменит жизнь 25 миллионов россиян

Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов представил председателю правительства проект закона, который вводит в России новую категорию предпринимателей - самозанятые граждане. Чем они отличаются от индивидуальных предпринимателей (ИП), он рассказал "РБГ".

- Чем вызвана необходимость законопроекта?

- С конца 2012 года после резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за полтора года с учета в налоговых инспекциях снялось более 700 тысяч ИП. Нам совместно с предпринимательским сообществом удалось добиться небольшого снижения страховых взносов, но уже ушедших с рынка людей это назад не вернуло. Хотя с 2014 года начался небольшой рост количества ИП, но по сравнению с 2012 годом их все еще меньше почти на 400 тысяч. Понятно, что с рынка уходили самые маленькие предприниматели, микробизнес. Также понятно, что далеко не все из них прекратили свою деятельность. Большинство просто ушло в тень, перестав поддерживать какие-либо отношения с государством.

В России и так весьма большой теневой сектор. По оценкам Всемирного банка, до 50% нашей экономики в тени. А по данным минтруда и Росстата, от 12 до 25 млн наших граждан, кроме паспорта, не имеют никакой связи с государством, т.е. трудятся в тени. Эту ситуацию надо менять, поэтому мы выдвинули идею выделить микробизнес в отдельную категорию - самозанятые, т.е. те предприниматели, которые ведут свое дело без использования наемного труда. Речь о тех, кто предоставляет населению базовые услуги - няни, репетиторы, таксисты и т.д. Регистрацию и администрирование самозанятых мы предложили сделать максимально простыми и удобными, в виде единого платежа по патенту.

- Какие новшества ждут представителей микробизнеса?

- Удобство и простота нового статуса - единственное, что может привлечь к нему людей, дать им стимул выйти из тени. Поэтому мы старались максимально облегчить самозанятым жизнь даже по сравнению с индивидуальными предпринимателями. В работе над новым законом принимали участие представители бизнес-сообщества, минэкономразвития, минтруда, ФНС, внебюджетных социальных фондов. Главное наше предложение - единый платеж по патенту. Т.е. для самозанятых должен быть введен единый срок оплаты налога и страховых взносов и единый платеж (одна платежка) налога и страховых взносов с последующим разделением платежей непосредственно казначейством. Осуществляться он будет в течение 10 дней после получения патента.

Зарегистрироваться в ФНС самозанятые граждане смогут по принципу одного окна. А вот вставать на учет в социальных фондах им не нужно. Да и снимать с учета в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах их будут автоматически, через 5 дней с момента истечения срока действия свидетельства самозанятого.

Самозанятые вправе вступать в трудовые отношения как работники помимо своей предпринимательской деятельности (в таких случаях с ними обязательно должен заключаться трудовой договор). При этом при осуществлении предпринимательской деятельности они не могут выступать в качестве работодателей. Также мы предлагаем запретить в отношении самозанятых проведение проверок. Новая форма госрегистрации позволит не вносить изменения в ГК РФ, ограничившись изменением закона о госрегистрации юридических лиц.

- Альтернативный законопроект на ту же тему уже представил минфин. Как проходит процесс согласования законов?

- Главное, что мы согласовали максимальную сумму платежа по патенту и договорились, что он все же будет единым. То есть самозанятые не будут регистрироваться в социальных фондах. Стоимость патента не будет превышать 20 тыс. руб. В нее включены отчисления в Пенсионный фонд в размере 9 тыс. руб., в ФОМС - 1 тыс. руб. и региональные налоги - до 10 тыс. Изначально минфин предлагал для самозанятых ту же схему регистрации и уплаты налогов, что и для ИП - 6% налога с прибыли и отдельно уплата взносов в социальные фонды. Но в конечном итоге нам удалось убедить его в обоснованности нашей позиции. Пока камнем преткновения остается количество видов деятельности, представители которых смогут претендовать на получение нового статуса. В нашем законопроекте их 45, у минфина - всего 3 (уборка жилых помещений, репетиторство и ремонт). Но мы намерены отстаивать наш вариант.

- Когда следует ожидать принятия нового закона?

- Введение статуса самозанятого позволит вывести из теневой экономики сотни тысяч, возможно, миллионы людей, откроет перед этими людьми новые горизонты и возможности для самореализации, сформирует новую психологию предпринимательства. Учитывая первостепенную важность этого законопроекта, мы очень рассчитываем на то, что окончательное согласование с минфином - дело ближайшего будущего, и уже в эту сессию Госдума сможет его принять. Тогда институт самозанятых заработает уже в 2016 году.

- Госдума приняла ряд законов, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Какие из них самые важные?

- Наиболее принципиальные законы обеспечивают бизнесу налоговые каникулы, вводят моратории на повышение налогов и сборов, на проверки для добросовестных предпринимателей. Еще одно важное новшество - установленные для госкомпаний и бюджетных организаций нормы закупок у малого и среднего бизнеса. Этим мы открыли для массы малых и средних предприятий (МСП) колоссальный рынок, исчисляемый триллионами рублей. Именно привлечение МСП к исполнению госконтрактов - простой и незатратный способ поддержать этот сектор. Количество мер поддержки уже вполне достаточно. Активно действуют и институты развития.

Но как бизнес-омбудсмен могу сказать, что даже при самой лучшей законодательной базе деловой климат всегда будет зависеть от конкретных правоприменительных практик, и здесь есть над чем работать. Большинство поступающих ко мне обращений связаны с нарушением прав предпринимателей на муниципальном уровне. Мы видим слабую заинтересованность со стороны мэров, глав поселений и районов - тех, кто обеспечивает применение федеральных законов на практике. Надо реально мотивировать муниципальные власти развивать бизнес на своей территории. Поэтому мы предложили законодательно установить, что 75% прироста налоговых поступлений от деятельности МСП должны оставаться в бюджете муниципальных образований. Это предложение получило позитивную оценку первых лиц государства, и мы также рассчитываем, что скоро оно будет оформлено в законодательном плане. Еще одним важным шагом, который помог бы сохранить большое количество компаний, могло бы стать введение страхования вкладов юрлиц. Хотя бы в объеме, который принят в Европе, т.е. в пересчете на наши деньги до 5 млн руб.

- Как вы оцениваете проект новой редакции закона "О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ"?

- Мы, конечно, поддерживаем переход к риск-ориентированному подходу при проведении проверок. Однако при принятии нового закона важно учесть ряд моментов, чтобы они в будущем не перечеркивали его позитивные начинания. В частности, проработать вопрос, чтобы непосредственно в законе был перечислен исчерпывающий список проверок, которые под него не попадают, чтобы не повторилась история с законом 294-ФЗ, из-под действия которого постоянно выводились все новые виды проверок. Кроме того, мы считаем, что в новом законе контролирующие органы должны изначально ориентироваться на профилактику нарушений. Если они совершены впервые и не связаны с угрозой для жизни людей, выносить предписания об устранении нарушения.

- На Петербургском международном экономическом форуме президент поручил вам с правительством разработать механизмы по повышению доступности финансирования для МСП. Есть подвижки?

- Мы уже представили свои первые предложения по этой теме в ЦБ РФ. Среди них: выпуск проектных облигаций, новые механизмы для лизинговых компаний, модель торгового финансирования для среднего бизнеса и модель секьюритизации кредитов, а также модель синдицированных кредитов с участием нескольких банков и институтов развития. Если смотреть шире, то практика показала, что когда ЦБ РФ взвинтил ставку до заоблачных 17% годовых, кредитную активность в стране практически парализовало. Сейчас ставка поэтапно снижается. Борясь со спекулянтами, мы чуть не лишили бизнес оборотных средств. Нужно менять закон о ЦБ РФ с тем, чтобы ему законодательно прописали задачу обеспечения экономического роста. Мер по стимулированию деловой активности, облегчению регулирования и снятию административных барьеров у нас сейчас принимается много. Но все это до некоторой степени все же fire management. То есть они важны и необходимы, но это только реакция на происходящие процессы. По-настоящему переломить ситуацию может принятие полноценной Стратегии экономического развития страны. Недаром предприниматели уже который год среди факторов, мешающих развитию бизнеса, называют "неопределенность экономической политики". Им нужны четкие ориентиры для планирования и долгосрочная стратегия.

Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Елена Шмелева