Об этом на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал министр транспорта Максим Соколов. Но емкость этих чартерных перевозок ограничена, подчеркнул глава Минтранса. И посоветовал не покупать туры с билетами "Трансаэро".
Максим Юрьевич, начнем с того, что сейчас волнует очень многих. Десятки тысяч людей не знают, улетят они или не улетят по рейсам "Трансаэро". Такое же количество людей не знает, получат ли они назад свои деньги за билеты или не получат. Многие уже обратились, а ответа пока не получили. Что всем этим людям вы может сказать?
Максим Соколов: Хочу заверить всех, кто имеет на руках билеты компании "Трансаэро", что ситуация абсолютно управляема, находится под полным контролем.
И Минтранс, и Росавиация, и сама компания "Трансаэро", которая сейчас находится в операционном управлении группы компаний "Аэрофлот Российские линии", делают все, чтобы пассажиры, имеющие на руках билеты с вылетом до 15 декабря 2015 года, были перевезены. Тем, у кого билеты с датой вылета 15 декабря и позже, деньги будут возвращены через соответствующие агентства. А если агентства не смогут возместить, то через саму компанию "Трансаэро".
Не только у меня, но и в штабе, который работает при Росавиации, при "Аэрофлоте", существует абсолютно доскональная информация по каждом рейсу и количеству пассажиров в разрезе каждого дня. Сегодня таких пассажиров до 15 декабря около 240 тысяч. С учетом того, что ежедневный объем перевозки "Трансаэро" составляет порядка 11-12 тысяч, значит, завтра их будет меньше еще на это количество людей.
Таким образом, за то время, когда правительство вынуждено было серьезно вмешаться в деятельность компании, то есть с начала сентября этого года и до сегодняшнего момента, было перевезено примерно 1,7 миллиона пассажиров. Это был пиковый период, очень ответственный, когда люди возвращались из отпусков.
И вы, и читатели, да и все, кто пользовался услугами авиации, наверное, обратили внимание, что это был абсолютно цивилизованный процесс планового снижения работы компании, без эксцессов и критических ситуаций в аэропортах, без коллапса. Напомню, мы видели, к сожалению, обратные примеры как в международной, так и в российской практике, когда банкротились компании "КрасЭйр" и "Атлант-Союз", когда действительно тысячи возмущенных пассажиров не могли вовремя улететь. Но сейчас, несмотря на то, что объем перевезенных пассажиров почти на порядок превышает предыдущие ситуации, все абсолютно управляемо и спокойно.
Осталось перевезти 240 тысяч пассажиров. Из них после 25 октября, то есть времени, когда переходят на зимнее расписание не только "Трансаэро", но и все наши авиакомпании, останется всего 23 тысячи человек на регулярных рейсах. Остальные пассажиры - это туристы, которые купили билеты в составе турпакета, их после 25 октября будет около 60 тысяч человек. Задача их перевозки абсолютно решаемая.
Тогда давайте поподробнее поговорим о тех, кому еще предстоит бороться за возврат денег за билеты, купленные на даты после 15 декабря. Один из сотрудников "РГ" уже подал заявление на возврат денег. Прошло 12 дней. Ни ответа, ни привета… Что делать? Есть ли какой-то регламент? Куда жаловаться? Как вообще поступать в такой ситуации? Писали заявление на сайт "Трансаэро"…
Максим Соколов: Конечно, компания обязана вести адресную работу с каждым пассажиром, ведь это клиенты компании. Но, подчеркиваю, что в случае, если компания "Трансаэро" по каким-то причинам не сможет расплатиться, ответственность за билеты, купленные до 1 октября, остается у группы компаний "Аэрофлот - российские авиалинии".
Но ждать ответа сколько? Две недели, месяц?
Максим Соколов: Я думаю, две недели, хотя регламентный срок - это месяц. Надеюсь, что за две недели вашему сотруднику ответят.
Другая ситуация. Вчера президент Владимир Путин сказал, что с 1 октября перестали продавать билеты на "Трансаэро", но турбизнес в своих турпакетах все равно продает их на чартерные рейсы. За эти билеты отвечают турфирмы и туристические агентства?
Максим Соколов: Во-первых, турагентства и туристическая компания могут еще заказывать перевозку не у компании "Трансаэро", а у кого-то другого, если срок, планируемый для этой поездки, достаточно длительный. Во-вторых, сами туристы должны быть бдительными. И лучше не покупать туры с билетами "Трансаэро". Это даже не игра в рулетку.
А теперь отвлечемся от "Трансаэро". 25 октября начинает действовать авиационное зимнее расписание. И в этот же день Украина закрывает небо для наших гражданских самолетов. Как летать будем?
Максим Соколов: Действительно, попытки официальных переговоров по Украине были неоднократно. Но пока со стороны украинских властей мы видели лишь публичные заявления в СМИ.
Тем временем, мы уже получили от них уведомления. Сначала сообщили, что будет введен запрет на полеты практически всех наших авиакомпаний, за исключением "ЮТэйр". А недавно мы получили официальное уведомление, что и "ЮТэйру" будет запрещено использовать воздушное пространство Украины после 25 октября. Очень жаль, что и последняя возможность авиационного сообщения тоже не будет реализована.
Но это решение руководства Украины. И, кстати, на 70 процентов самолеты заполнялись именно гражданами Украины.
70 процентов - это сколько человек?
Максим Соколов: Если взять статистику первых восьми месяцев нынешнего года, то это примерно восемьсот тысяч человек. Понятно, что с 25 октября пассажиропоток, если Украина не изменит своего решения, обнулится.
Это похоже на ситуацию, которая в свое время сложилась по отношению к Грузии? Не могли напрямую летать - ни грузины к нам, ни мы к грузинам.
Максим Соколов: Похоже, только там еще хуже обстояло дело и с железнодорожным сообщением. Но со временем все в конечном итоге встало на свои места. И сегодня мы имеем прямое воздушное сообщение с Грузией. Надеемся, что и с Украиной все разрешится.