Вы выпустили новый альбом "Без берегов" и одновременно сборник "Избранное". Обычно музыканты переиздают свои прошлые хиты перед тем, как решительно переосмыслить и изменить свое творчество. Так было и у вас?
Владимир Ткаченко: Мы люди довольно ленивые и негордые. Вряд ли нам в голову пришла бы мысль выпустить сборник хитов. Но мы недавно начали сотрудничать с продюсером Алексеем Козиным, и это целиком его идея. Козин попросил и о том, чтобы мы оба написали историю "Ундервуда", каждый свою. И это оказалось трудным заданием, поскольку мы и так ее пишем ежедневно.
Первую песню с диска "Без берегов" вы сыграли еще в июле, на фестивале "Нашествие". Называлась она "Крым", и в ней были строчки "Скажи мне, чей Крым, и я тебе скажу, кто ты..." Вы оба родом из Крыма, долгое время живете в Москве. Так уж скажите теперь без аллегорий и метафор: чей Крым?
Владимир Ткаченко: С этой песней мы вообще прошли по лезвию и не порезались, и не упали. Это ли не достойная художественная задача - сказать с иронией о том, что тебя тревожит. Если бы мы дали прямолинейный четкий ответ на этот вопрос, то наша группа называлась бы как-то иначе. Да ведь и бывают просто песни. А эта - действительно только о семейной ссоре на кухне. И кто в своей семье не обсуждал этого вопроса, пусть первый бросит в меня наш новый альбом.
Есть на этом диске и замечательный фокстрот "Зая". Почему вы пригласили спеть хит о тягостях семейной жизни именно Нонну Гришаеву: оттого что она сыграла во многих фильмах о непростых отношениях женщин с мужчинами?
Максим Кучеренко: Она человек занятой, неутомимый, и я очень благодарен за то, что она смогла уделить нам время. Я всегда мечтал о дуэте с женским образом. Михаил Ромм сказал однажды о Раневской, что она не человек. "Раневская это люди", - сказал Ромм. Это справедливо и для Нонны Гришаевой. Она подарила нам особенную координату, делающую наш альбом альбомом, а не компиляцией треков.
Кажется, что на предыдущих альбомах музыка была в первую очередь аккомпанементом для хороших песен. Теперь на "Без берегов" вы играете вдоволь, от души, здесь много интересных проигрышей, перемен ритма и саму музыку хочется слушать даже в отрыве от слов. Вы к этому и стремились?
Максим Кучеренко: У нас растет интерес к хорошей музыке. Грамотной и выразительной. Это музыкальный язык, который расширяет возможности популярной музыки, придает ей эпическую силу и представляет нас как художников с собственным эмоциональным пространством. Россия во многих аспектах консервативна. А ряд персонажей из радийного и телевизионного бизнеса сегодня еще и пытаются все более примитивизировать музпродукт... Мы против этого. По-прежнему мы наполовину некоммерческий свободолюбивый проект. Мы - безбашенные волонтеры и менестрели за просто так. Это как лес, который обогащает атмосферу кислородом. За 20 лет мы этот лес взрастили. И дубами одинокими с подсохшими ветками мы себе не кажемся.
Похоже, это самый личный альбом "Ундервуда". Прежде ваши диски состояли из песен-историй, с шутками, бравадой, завидным эпикурейством. "Без берегов" - уже более философский, может, и с передачей опыта и рассказом о наболевшем, случившемся лично с вами... Легко ли быть откровенными?
Владимир Ткаченко: Это правда. Личней некуда. Тут штука в другом. Для меня важно свои личные переживания запрятать внутрь песни так, чтобы эмоции были, а фактов не было. Есть исполнители, которые пишут очень личные альбомы. И даже неофиту понятно, что человек поет о своих личных глубоких переживаниях. Я вот этого не люблю. Страдаешь - страдай на здоровье, но твоим поклонникам не важны адресаты. Он просто слушает песню.
Максим Кучеренко: Песни отобраны и расположены в альбоме так, чтобы бить по мозгам, если хотите, из разных углов. Мудрость это больше к Гребенщикову, нам еще рано. Мы не пишем и не играем музыку, которая "за кого-то" или против "чего-то". Наша задача, чтобы каждая песня как снаряд разрывала глупость и бессмысленность. Кроме того, каждая песня это лишний повод подольше постоять на сцене.