Композитор Леонид Десятников готовит серию своих концертов

Юбилею композитора Большой театр посвящает фестиваль, который открывается сегодня в Концертном зале Чайковского. В Бетховенском зале пройдет серия концертов камерной музыки Леонида Десятникова, а на Новой сцене театра покажут балеты на его музыку "Русские сезоны" и "Утраченные иллюзии" в постановке Алексея Ратманского. И хотя сам композитор не планировал отмечать юбилей и отказывался от всех интервью, разговор с ним все-таки состоялся.

Как удалось в Екатеринбурге, в Плесе, в Москве, в Петербурге уговорить вас праздновать юбилей?

Леонид Десятников: Они меня просто поставили перед фактом. Вообще все это начал Теодор Курентзис. То есть первая точка была в Перми, в мае. Видимо, я себе уже не принадлежу.

Композитор кто сегодня в нашем обществе?

Леонид Десятников: В принципе я согласен с концепцией Владимира Мартынова, что композитор сегодня уже не властитель дум и человек, который в музыкальном мире играет решающую роль, как это было 150 лет назад. И композитор должен смириться с этой ситуацией и с достоинством занять полагающуюся скромную нишу.

Какую?

Леонид Десятников: Композитор - это в каком-то смысле транслятор каких-то невидимых вещей. Он персонально не должен очень активно участвовать в том, что он делает. А может, должен просто улавливать некие флюиды и некие звуковые феномены, которые уже содержатся в природе. И ему надо их каким-то образом зафиксировать, прикнопить булавкой к бумаге, сделать некий нотный текст. В общем, это не такая пафосная профессия, как раньше.

Сейчас появилась новая позиция - резидент-композитор. Я об этом впервые услышала от дирижера Александра Сладковского, который пригласил композитора Эльмира Низамова, и тот теперь будет постоянно сотрудничать с одним из лучших оркестров в стране - Госоркестром Татарстана. Как вы к этому относитесь?

Леонид Десятников: Нормально к этому отношусь. Это у нас относительно новое явление. Но на Западе, и в частности в Соединенных Штатах, давно это практикуется. Композитор, который в течение нескольких сезонов находится при каком-то оркестре и пишет по заказу этого оркестра сочинения. Он знакомится с оркестром изнутри. Он знакомится персонально с оркестрантами. А все-таки каждый оркестр состоит из людей, и в каждом оркестре есть слабые и сильные стороны. В каком-то есть превосходный тубист, допустим, а в другом вовсе нет тубы. И композитор сталкивается с этими людьми очень личностно, лицом к лицу, и сочиняет для них. Это очень правильная история. Это важно еще и потому, что композитор молодой, который выходит в жизнь, очень редко имеет возможность встретиться с оркестром. Молодой человек заканчивает консерваторию, пишет дипломное сочинение, как правило, для оркестра или для солиста с оркестром. Сочинение записывает консерваторский оркестр. И все. А дальше где он встретится с оркестром? Только в кино.

А у вас сейчас совсем в кино нет приглашений?

Леонид Десятников: Я просто очень давно стал отказываться от работы в кино. Немного разочаровался не в самом кино, хотя в этом тоже, а в том, что режиссеры требуют примерно одного и того же. И мне просто надоело делать одно и то же. Но буквально две недели назад я получил предложение работать в кино, и, возможно, я приму его после большого перерыва.

Что у вас сейчас на пюпитре?

Леонид Десятников: На пюпитре у меня относительно скромная задача: пишу фортепианное сочинение. Я возобновил работу после довольно большого перерыва. У меня был очень тяжелый 2013 год - вышли две большие партитуры, очень важные для меня. Одна для Свердловской филармонии, для фестиваля "Евразия", под названием "Путешествие лисы на северо-запад". Через два месяца после этого в декабре 2013 года у меня была премьера в театре Ла Скала, для которого я написал балет "Опера".

Сейчас готовится запись "Детей Розенталя". Что вы скажете об этом?

Леонид Десятников: Это будет аудиозапись. Выпускает диск фирма "Мелодия". Прошло десять лет, поэтому состав очень сильно поменялся. Из старого состава будет Максим Пастер - роль Чайковского, и Петр Мигунов, который пел в 2005 году во втором составе Розенталя. Остальные все новые и прекрасные: Елена Манистина, Василий Ладюк. Летом были предварительные репетиции, я почти со всеми познакомился.

Дирижировать будет Александр Ведерников?

Леонид Десятников: Да, и это очень важно. Это дирижер, который выпускал премьеру, которого я безмерно почитаю и очень люблю: он потрясающий музыкант и чудесный человек. И я очень рад, что он согласился сделать этот проект.