За неоднократное несоблюдение правил будут лишать прав
Текст этого законопроекта пока не выложен ни на каких сайтах. О существовании этого проекта сообщили вчера на прошедшем в агентстве "Россия сегодня" "круглом столе".
Суть законопроекта заключается в том, чтобы сурово наказывать тех, кто неоднократно нарушает правила дорожного движения. Причем имеются в виду конкретные составы, которые и становятся причинами аварий. Для этого КоАП предлагается дополнить новой статьей 12.28 - систематическое нарушение правил эксплуатации, использования и управления транспортным средством. Привлекаться будут те, кто более трех раз попался на том, что его, например, маршрутка оборудована дополнительными местами в нарушение техрегламента, кто управлял автомобилем с неисправными тормозами. А также те, кто три раза попался без ремней безопасности или шлемов, без прав или лишенным прав управления. Дополнительная ответственность коснется тех, кто трижды превысит скорость, не выполнит требования знаков или разметки или не уступит дорогу спецтранспорту.
Таких водителей будут лишать прав на год, а если у водителя прав не будет вообще, то ему придется оплачивать штраф в размере 10 тысяч рублей.
По сути, это некий возврат к балльной системе, от которой отказались в свое время. Но с некоторыми поправками. Включены только серьезные нарушения, и ограничено до трех их количество.
При действующей системе административного взыскания - три таких нарушения должны произойти в течение года, для применения более жестких мер. И это вполне обосновано: только за 2014 год почти 4,5 тысячи водителей нарушили правила более 100 раз! Но именно за год: срок действия административного дела установлен КоАП.
Впрочем, эксперты, приглашенные на "круглый стол", заявили, что при данной формулировке попадать под лишение прав будут собственники транспортных средств, которые не находились в момент совершения нарушения за рулем. Речь идет о фотовидеофиксации нарушений.
Также экспертов волновала формулировка в поправке в правила дорожного движения, которая определяет, что такое "опасное вождение". Напомним, что этот проект выложен для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. В нем предлагается определить этот термин как создание водителем опасности, путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил.
Так, например, юрист и редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов посчитал, что необходимо отточить формулировку, чтобы избежать двояких толкований. Его поддержали и остальные эксперты.
По мнению известного защитника прав автомобилистов Петра Шкуматова, нынешняя формулировка предусматривает столько разных аспектов, что мотоциклисты все поголовно будут лишаться прав. Ведь двигаясь между рядами, они откровенно нарушают требования по соблюдению боковой дистанции.
Впрочем, Сергей Смирнов напомнил, что нигде не прописано, что считать безопасной дистанцией, как от впереди идущего транспортного средства, так и от соседнего.
По мнению другого эксперта, обозревателя радио "Вести FM" Игоря Моржаретто, в проект необходимо внести поправки о многократном нарушении. Один раз чисто случайно нарушить может каждый. Но это будет повод для недобросовестных инспекторов поставить несправедливый выбор водителю. Напомним, что сейчас есть законопроекта на эту тему, вынесеный МВД для обсуждени. В нем предусматривается штраф 500 рублей за создание опасности на дороге и 5 тысяч за преднамеренное создание опасной ситуации на дороге.
По словам начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Виктора Нилова, поэтому вопрос и вынесен на обсуждение. Критика принимается, но она должна быть конструктивной.
- Вносите свои предложения, как поправить формулировку, - говорит Виктор Нилов. - Сейчас она содержит только те пункты, которые прописаны в правилах дорожного движения.
Что касается правоприменительной практики, генерал сообщил, что сначала термин должен появиться в правилах, а потом можно будет обсудить введения наказания за нарушение нового пункта правил. И тогда оттачивать формулировку.
Кстати
Как сообщила "РГ" научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова, в Великобритании еще в 1988 году было введено понятие опасного вождения. Это движение, которое резко отличается от поведения других водителей. В США есть разграничение: неосторожное вождение и опасное вождение. В последнем случае предусмотрена уголовная ответственность.