Самый могущественный человек в мире "Формулы-1" и фактический ее создатель в нынешнем виде не любит болтать попусту. К интервью Экклстоун относится предельно серьезно, в формате "один на один" дает их крайне редко, и каждой такой беседе предшествуют непростые переговоры. Окружение Экклстоуна внимательно изучает, какое издание хочет беседовать с боссом и даже достаточно ли высокую должность занимает "соискатель" - с простыми корреспондентами Берни общаться скорее всего не будет. Затем ваша визитка отправляется в руки самого главы FOM, который параллельно выслушивает краткое резюме на "кандидата". И лишь после этого Экклстоун, если вам повезет, делает знак, что беседа состоится.
Но даже получив "добро" расслабляться нельзя. Ибо формулический босс очень не любит глупых вопросов и неподготовленных журналистов. Беседа с ним как ходьба по минному полю, когда одна неправильная фраза может свести разговор на "да" и "нет", а то и вовсе его закончить. Но все эти сложности мы преодолели. Господин Экклстоун признал "Российскую газету" изданием, достойным отнять 12 минут его драгоценной жизни, а мой внешний вид, визитная карточка и бумажки с написанными от руки вопросами отторжения, кажется, тоже не вызвали.
Господин Экклстоун, в прошлом году Гран-при России был признан лучшим этапом сезона. Есть ли у Сочи шанс повторить это достижение?
Берни Экклстоун: Мы вручаем эту награду людям, которые сделали наилучшую работу в достаточно непростых условиях. В прошлом году гонка здесь, в Сочи, была трудной. И именно поэтому мы дали России этот приз. Не буду обещать, что ситуация повторится, поскольку в этом сезоне сложности были у нескольких стран.
Какие впечатления произвела на вас гонка в России с точки зрения организации, атмосферы?
Берни Экклстоун: Прошлый год стал прототипом. И организаторов он научил очень многому, они улучшили многие вещи.
Какие именно?
Берни Экклстоун: Все в целом. Тогда для них все было в новинку, очень многого они просто не понимали. А теперь они это понимают.
Обычно второй-третий этап с точки зрения организации считаются даже более сложными, чем дебютный. Потому что новое всегда привлекает внимание, которое затем непросто удержать. Каковы перспективы российского Гран-при? На второй гонке в Сочи ведь снова был аншлаг.
Берни Экклстоун: Что довольно необычно.
То есть вы не ожидали таких отличных продаж билетов на этот раз?
Берни Экклстоун: Нет.
Почему?
Берни Экклстоун: Вы сами ответили на этот вопрос. В первый год людям интересно новое, а вот после этого... Очень хорошо, что в России мы видим обратное, и интерес только возрос.
Может, в таком случае стоит увеличить вместимость трибун в Сочи на следующий год?
Берни Экклстоун: Да, возможно, это произойдет.
Гонку в Сочи планируется сделать ночной. Зачем это нужно?
Берни Экклстоун: Думаю, на ночную гонку захочет приехать еще больше людей и мы сможем расширить трибуны. И если вы посмотрите на другие ночные гонки в нашем календаре, то вы убедитесь, что они очень-очень популярны у зрителей. И, что еще важнее, если этап в Сочи будет начинаться позднее, мы получим гораздо большую телевизионную аудиторию на Западе.
А лично вы предпочитаете ночные гонки?
Берни Экклстоун: Да, ночные гонки мне нравятся.
Почему?
Берни Экклстоун: По тем причинам, которые я вам назвал. Они в целом лучше для публики, для телевидения, да и для всей страны.
В следующем сезоне Гран-при России состоится не в октябре, а 1 мая. Зачем вы изменили дату проведения?
Берни Экклстоун: Составление календаря сложная вещь. Когда гонка в России только появилась, она не могла пройти раньше, поскольку трасса была еще не до конца готова. Теперь было принято решение провести этап в мае, и оно меня устраивает.
В 2016 году впервые пройдет гонка в Баку. Она состоится в июне, когда в этом городе стоит 40-градусная жара. Это может стать проблемой?
Берни Экклстоун: Если вы посмотрите на календарь, вы увидите, насколько трудно сделать даже то, что мы смогли сделать. И люди в Баку очень довольны, что гонка пройдет именно в июне.
Этот Гран-при состоится на улицах города. Насколько это удачная идея?
Берни Экклстоун: Есть гонка в Монако.
Монако - это традиции.
Берни Экклстоун: Традиции создаются со временем, они не появляются за пару дней. Посмотрите на Сингапур. Там тоже жарко и гонка проходит в центре города. Но при этом этап в Сингапуре пользуется огромной популярностью.
В следующем сезоне чемпионат будет состоять не из 19 этапов, как сейчас, а из 21. Не многовато ли? Нет планов по сокращению числа гонок?
Берни Экклстоун: Нет, не думаю, что мы будем сокращать. Возможно, добавим еще этапы.
Добавите еще?
Берни Экклстоун: Да, возможно.
А какое количество этапов оптимально для чемпионата?
Берни Экклстоун: Я не буду возражать, если гонок будет как можно больше. (Задумывается) Думаю, возможно, их должно быть 22.
Несколько лет в "Формуле-1" выступала, пусть и не очень успешно, российская команда "Маруся". России нужна своя команда?
Берни Экклстоун: Вам нужны российские гонщики. А вот для команды, мне кажется, еще немного рановато.
Всех волнует ситуация вокруг "Ред Булла", который задумался об уходе из "Формулы-1", если не найдет достойного поставщика двигателей. Не секрет, что вы активно занимались этим вопросом в Сочи. Как прокомментируете ситуацию на сегодня?
Берни Экклстоун: Думаю, мы сможем решить этот вопрос.
"Ред Булл" останется с моторами "Рено"?
Берни Экклстоун: Мы договорились не делать сейчас никаких заявлений на этот счет.
Ситуация прояснится в ближайшем будущем?
Берни Экклстоун: Да.
Как вам вообще ситуация, когда во всей "Формуле-1" лишь четыре поставщика двигателей?
Берни Экклстоун: Это нехорошо. Но мы не можем заставить производителей прийти в "Формулу-1". Нам нужны независимые производители двигателей. И это то, к чему мы стремимся.
Вернемся к России. Вам нравится наша страна и русские люди?
Берни Экклстоун: Мне нравятся русские. И не потому, что вы российский журналист. Я просто не встречал русских, которые бы мне не нравились. Мне нравится Россия как страна за то, что она смотрит вперед и думает о будущем. У нее невероятная история, но при этом она не живет прошлым.
Президент России Владимир Путин два года подряд лично награждал победителя Гран-при в Сочи. Это ведь не совсем обычная ситуация для "Формулы-1", когда национальный лидер проявляет столь пристальное внимание к гонке?
Берни Экклстоун: Иногда такое происходит, хотя и не всегда. Я просил его об этом перед первым Гран-при и очень счастлив, что Владимир Путин делает это.
Вы можете провести отпуск в Сочи или где-то еще в России?
Берни Экклстоун: У меня не бывает отпуска, я вообще не тот человек, который много отдыхает. Но если бы я был таким и у меня были бы маленькие дети, то Сочи - это очень хорошее место, чтобы провести здесь свободное время. Пляжи, атмосфера, инфраструктура - все очень хорошо.
Ваше любимое место в России?
Берни Экклстоун: Я очень счастлив здесь, в Сочи. И не хочу отсюда уезжать.
Досье "РГ"
Берни Экклстоун
Родился 28 октября 1930 года в графстве Саффолк (Великобритания)
В конце 40-х - начале 50-х годов участвовал в гонках местного масштаба, однако после нескольких аварий завершил карьеру пилота и занялся бизнесом, преимущественно связанным с недвижимостью. Вернулся в автоспорт в 1957-м в качестве менеджера гонщика Стюарта Льюис-Эванса. В 1958 году Экклстоун принял участие в квалификации Гран-при Монако, но не смог уложиться во временной норматив. Эта гонка осталась единственной в истории "Формулы-1", когда Берни пилотировал сам.
После того как Льюис-Эванс погиб в результате серьезной аварии на Гран-при Марокко в 1958 году, Экклстоун вновь ушел из автоспорта. И вернулся в "Формулу-1" уже в начале 70-х, когда стал владельцем команды "Брэбхэм". Он руководил ею до 1987 года, а Нельсон Пике именно в составе "Брэбхема" дважды становился чемпионом мира в 1981 и 1983 годах. Параллельно Экклстоун формирует Ассоциацию конструкторов "Формулы-1" (FOCA) и занимается продажей телевизионных прав. Именно эта деятельность в итоге приносит ему богатство и колоссальное влияние. На данный момент он, возглавляя Formula One Management, владеет коммерческими правами на "королевские гонки" и является одним из богатейших людей Великобритании. Его состояние оценивается в 3,8 миллиарда долларов.