Подготовка к заседанию шла в обстановке достаточно острых дискуссий. "Все это говорит о том, что в рыбопромышленном комплексе страны накопилось немало вопросов и проблем", - констатировал президент.
"Наша задача - тщательно это все проанализировать, внимательно рассмотреть предложения бизнеса и заинтересованных ведомств и, конечно, регионов", - обозначил глава государства.
"Главная цель заседания - определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией", - пояснил он.
Три четверти отечественного морского рыболовства базируется на российских биоресурсах. Наша страна занимает 5-6 место в мире по объему добычи.
"Но на российских прилавках по прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, да еще и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения", - заметил президент.
Причин много, и Путин назвал одну из них. Оформление судна с уловом в зарубежных портах идет за несколько часов, а в российских - в течение суток. "Много", - оценил он. Правительству нужно принять срочные меры.
"Основной объем выловленной рыбы поставляется на экспорт в мороженном виде, с низкой степенью переработки, - подчеркнул глава государства. - Таким образом другие государства получают не только лучшие сорта рыбы, но и возможности для создания новых рабочих мест, развития своей экономики, перерабатывающих отраслей, где формируется добавленная стоимость".
Понятно, что бизнес "заточен" на получение прибыли и работает там, где выгодно.
"Однако ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цена рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, когда в рыбной отрасли расплодилось разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70 проц доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья", - обозначил президент.
Государство создало условия для такого высокодоходного вида деятельности, как рыбная отрасль, напомнил Путин. Всего 15 проц ставки сбора за пользование биоресурсами платят рыбопромышленники. Есть и другие преференции. Отрасль набрала солидный вес.
"Но проблема в том, что эти достижения мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики", - с сожалением заметил он.
"Я помню, как мы дискутировали на этот счет в 2007 году, помню, как мне говорили тогда, что нужно перейти на исторический способ выдачи квот и как мы все после этого возрадуемся, как всем будет хорошо", - продолжил глава государства. "Действительно, есть такие люди, которым очень хорошо. Теперь нужно распределить это "очень хорошо" на все население страны", - потребовал президент.
"Нам нужны современная прибрежная инфраструктура, перерабатывающие предприятия и эффективная логистика. И конечно же, высокотехнологичный рыбопромысловый флот", - перечислил Путин. По этим вопросам есть значительное отставание от конкурентов.
Уровень прибрежного рыболовства за 5 лет снизился на 10 проц.
"На экспорт в прошлом году было поставлено 87 проц мороженой рыбы, а филе и готовой продукции - всего 7 проц, - привел цифры глава государства. - Доля мороженой рыбы на внутреннем рынке составила 56,7 проц, а доля филе - чуть более 2 проц".
"Все эти проблемы надо решать; и это забота не только государства, но и рыбаков, которые уже крепко стоят на ногах", - считает президент. Они накопили капитал и вполне способны инвестировать часть средств, полученных от освоения квот на вылов рыбы, в модернизацию прибрежной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, а также в строительство нового флота. "Износ отечественных судов приближается к критическим 90 процентам, они не только экономически неэффективны, но и небезопасны для самих рыбаков", - отметил глава государства.
Проблема обновления флота стояла остро и тогда, когда был закреплен "исторический принцип" распределения квот.
"И было много разговоров, что этот подход станет стимулом для активного участия рыбопромышленников в строительстве новых траулеров. Но эти надежды не оправдались", - констатировал Путин.
"Очевидно, что мы просто обязаны сами строить свои современные, высокотехнологичные траулеры. Ряд крупных рыбопромышленных компаний уже выразили готовность подключиться к решению этой задачи, - подчеркнул глава государства. - Российские верфи ждут заказов от рыбаков".
Понятно, что вкладывать в строительство судов и обновление инфраструктуры будут лишь при гарантиях окупаемости. Стимулировать инвестиционную активность можно выделив под расходы рыбодобытчиков и переработчиков определенные квоты на вылов. "Квоты в обмен на инвестиции", - назвал этот принцип Путин.
"Нужно учесть все возможные риски и последствия... Время есть, конечно, но затягивать нельзя", - предостерег президент. При этом он предупредил, что важно не нанести административный удар по отечественному рыбному рынку.
Глава рабочей группы Госсовета, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко заметил, что отечественная рыба так и не стала доступной: "Розничная цена на рыбопродукцию как правило в 3-4 раза выше, чем у производителей".
Рабгруппа предлагает образовать комиссию по развитию рыбохозяйственного комплекса, увеличить срок закрепления квот на лов морских биоресурсов с 10 до 15 лет, выделить до 20 проц квот на инвестиционные цели для закупки новых судов и строительства объектов переработки. Еще одно предложение - отменить единый сельхозналог для рыболовецких компаний, чтобы снизить стоимость их продукции и уйти от посредников с "серыми схемами".
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев предложил ограничить госзакупки импортной рыбы. "Мы никогда не получим дешевую рыбу в Москве и других регионах основного потребления, если мы не будем субсидировать железнодорожные тарифы", - заметил, в свою очередь, глава ФАС Игорь Артемьев.
Распределение квот должно идти только среди компаний, у которых есть свои суда, считает Артемьев. "Конечно, от рантье надо избавляться, они должны ловить на своем флоте, либо на арендных основаниях, но так, чтобы это можно было контролировать и проверять", - пояснил он.
Тарифы на перевозку ширпотреба - больше чем в два раза ниже перевозки рыбы, заметил в ходе обсуждения Путин. "С этим нужно разобраться, потому что, если говорить о приоритетах, то рыбная продукция, как и другие продукты питания, более приоритетны, чем ширпотреб", - указал он. Президент поручил ФАС разобраться, где аккумулируется прибыль в цепочке поставок рыбы. Помощник президента Андрей Белоусов пояснил, что не транспортные тарифы делают цену, да и доля производителя составляет всего лишь треть. "Вот эти ценовые чудеса означают, что где-то в цепочке, в логистике у нас концентрируются огромные деньги", - уверен он.
Путин также попросил депутатов исходить из интересов работающих в отрасли и конечных потребителей, а не небольшой группы лиц, которые используют лазейки в законодательстве и занимаются только личным обогащением.