Эрмитаж - и такая злоба дня? А точнее "злоба года" - на выставке фотографии из 2014-го. Эрмитаж, он же о вечном - мадонны, данаи, библейские персонажи, а если современное искусство, то уже поцелованное "большим временем" . Но фотоснимки, несущие вроде бы сиюминутную информацию, уже через год обретают черты исторического документа, считают кураторы нового эрмитажного проекта "Выставка-документ".
Александр Чиженок делал свои снимки в свободное от основной работы время, без задания от редакции, просто фиксируя на фотокамеру события, свидетелем которых был, и людей, вовлеченных в их круговорот, собирая картину из штрихов жизни. Одно из важнейших мест в этой "картине" - тема трагической судьбы музеев, попавших в зону вооруженного и политического противостояния. "Раненный музей" - один из мотивов фотовыставки.
А второй резон - Эрмитаж объявил этот год "годом фотографий". Он собирается показывать в своем великом музейном пространстве, не только мастеров, но и рассказывать о том, "как разнообразно то, что фотографией называется, и то, как бытовые картинки превращаются в музейные экспонаты", подчеркивает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
- В Старой Деревне возникли лучшие в Европе хранилище и лаборатория для реставрации фотографий, прошло несколько увлекательных международных конференций. Эрмитаж осваивает фотографию как поле своей активной собирательской и выставочной деятельности, - сказал он. - Реставраторы возвращают к жизни казалось бы утерянное и раскрывают, как в живописи, изобразительные слои, наклеенные один на другой.
На стенах Эрмитажа - работы Кандиды Хёфер, Стива МакКарри, Ксении Никольской, Юрия Молодковца. Грядет выставка великого русского фотографа Сергея Левицкого.
Что же касается Александра Чиженка, то, по мнению Михаила Пиотровского, он принадлежит к "особой категории журналистов, которую мы называем эрмитажным пулом".
- Они регулярно освещают жизнь Эрмитажа, мы зовем их на свои события, им доверяем свои рассказы и интервью, зная, что они могут понять то, что музей хочет сказать. Со своей стороны, музей и философия музея влияют на них. Сами того не замечая, они усваивают дух энциклопедического универсального музея - дискурс культур, любование различием, понимание того, что различие и представляет интерес при сопоставлении событий. И тогда в их репортажах и материалах не про музеи неожиданно проявляется музейный дух, они становятся интересны музейным пространствам. Так произошло и с Александром Чиженком, много лет рассказывавшем об Эрмитаже, - рассказал Михаил Пиотровский.
На фотографиях Александра Чиженка - люди, ставшие активной, а не пассивной частью исторического процесса, в котором пафос всегда хорошо сочетается с цинизмом, считает Михаил Пиотровский. И все они люди и тем важны - себе, друг другу и нам. При этом они различны, и именно это различие, сведенное воедино, интересно. " И тут уже начинается музей. Так делается живая история, и так она закрепляется в памяти народа и в памяти культуры".
На Дворцовой площади, как может быть нигде в ином "культурном пространстве" сильно ощущение, что призрак свободы, окрыляющий центральную площадь столичного города, может выродиться в реальность бунта люмпенов, - говорит куратор выставки, начальник Историко-информационной службы Эрмитажа Юлия Кантор. - В Зимнем дворце отлично помнят, чем чревата иллюзия восстановления справедливости и законности путем государственного переворота. Как центробежное стремление к независимости, "подкрученное" снаружи, раскалывает страну на куски, и как соседи с востока и запада используют этот раскол в собственных геополитических целях. В Эрмитаже знают: первой жертвой революций становятся даже не люди, а культура.
Застывшие на документальных фотографиях события в Петрограде февраля - октября 1917 года когда-то были лишь репортерским отчетом, а почти век к спустя стали зримыми свидетельствами фатального слома эпох.
- Серия из 33 снимков "читается" на эрмитажной выставке почти как жгучее воспоминание, - говорит Юлия Кантор. - И как напоминание: здесь, в пространстве истории, живут люди.