Петербургский коллекционер Соломон Шустер (1934-1995) был коллекционером в третьем поколении. Его дедушка Игнатий Моисеевич собирал русских академистов. Между прочим, его портрет кисти Маковского был единственной картиной, которую сын взял, уезжая с семьей из Ленинграда в эвакуацию. Абрам Игнатьевич собрал превосходную коллекцию западноевропейских мастеров. Такого уровня, что ее принял в дар Эрмитаж. Можно сказать, Соломону Шустеру не оставалось ничего другого, как стать коллекционером. Но он небезуспешно пытался свернуть с этой стези. Закончив Ленинградский институт живописи им. Репина, учился в мастерской Григория Козинцева на Высших режиссерских курсах. Среди снятых им фильмов - "Пристань на том берегу" (1971), "День приема по личным вопросам" (1974), "Сергей Иванович уходит на пенсию" (1980), "Канувшее время" (1989)...
Но его известность как коллекционера не шла ни в какое сравнение с режиссерской. Как режиссер, он принадлежал к блестящей плеяде "ленинградской школы", звездами которой (и его друзьями) были Илья Авербах, Алексей Герман, Игорь Масленников, Юрий Клепиков, Семен Аранович... К слову, Шустер и Аранович на свой страх и риск снимали отпевание Анны Ахматовой в Никольском соборе и ее похороны в Комарово.
Сфера его интересов, как коллекционера, простиралась на работы мастеров между символизмом "Мира искусства" и абстракциями супрематистов.
Режиссер Сергей Соловьев вспоминает его "почти мистическое чутье на настоящее". "Глаз" коллекционера был воспитан общением с выдающимися мастерами авангарда: с Павлом Кузнецовым, Мартиросом Сарьяном, Робертом Фальком, Натаном Альтманом... Он общался с вдовами художников, спасал архивы полузабытых мастеров. Из поездки с семьей "на природу" мог вернуться с грузовиком работ Надежды Лермонтовой, ученицы Льва Бакста, купленных (по случаю) в гостях на чьей-то даче.
Среди эффектных зарисовок Соловьева (похожих на раскадровку неснятого фильма) есть сюжет, как заболевший коллекционер наставлял сына: "Если решишь продавать, то, завещаю, только по одной вещи. Начинай с наихудших". И со вздохом: "Хотя таких у нас нет".
На выставке представлена небольшая часть работ из коллекции Шустера. В том числе привезенный из Русского музея знаменитый двойной портрет кисти Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" (1910).
Есть удивительный "парижский" Роберт Фальк с портретом "Лизы с глиняным кувшином" (1912). Есть ранняя Наталия Гончарова с портретом брата, женский портрет кисти Аристарха Лентулова. Есть темперы Павла Кузнецова и пейзаж Александра Древина...
На этой выставке понимаешь, почему коллекцию Шустера знатоки называют в первой пятерке самых полных и известных собраний, посвященных искусству 1900-1930 годов. Здесь можно почувствовать характер, вкус собирателя. Коллекция и есть самый точный портрет коллекционера.