Увеличивать налог предложено на коэффициент, который будет расти по мере эксплуатации транспортных средств. "Величина коэффициента возрастает от 1,2 до 3,0. Максимальный коэффициент предусмотрен для автобусов и грузовиков старше 30 лет", - поясняет Елизавета Сейтбекова, управляющая "Корн-Аудит".
Изменения должны стимулировать перевозчиков обновлять парк автотранспорта. "Разработчики законопроекта надеются, что его принятие создаст экономические стимулы для обновления парка автобусов и грузовых автомобилей", - говорит Сейтбекова. При этом основное замещение старых транспортных средств на новые будет происходить за счет продукции российских производителей. "Многие компании обратят внимание скорее на российских производителей автомобилей, так как стоимость импортных грузовиков значительно повысилась из-за возросшего курса валюты", - считает Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании "ПЭК".
Необходимость изменения размера налога для автомобилей старше 10 лет авторы законопроекта объясняют большой опасностью использования старого автотранспорта на дорогах. "Такие транспортные средства по существу не имеют экологического класса, поскольку фактически они не соответствуют даже минимальным экологическим требованиям", - говорится в пояснительной записке к документу. Кроме того, высок риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов при движении таких авто, что может привести к ДТП.
По данным ГИБДД, на начало 2014 года коммерческий транспорт старше 15 лет составляет 46%, старше 20 лет - 31%, автобусов старше 15 лет - 44%, а грузовиков массой более пяти тонн старше 15 лет - 78%. "Действительно, автопарк нашей страны состоит практически наполовину из грузовиков и автобусов возрастом старше 10 лет", - отмечает Максим Гладких-Родионов, гендиректор аудиторской компании "Уверенность". Но, по его мнению, авторы документа подошли к решению проблемы слишком общо: "Далеко не всегда техническое состояние автомобиля зависит именно от его возраста, важны также условия эксплуатации и технического обслуживания, пробег, климат, в котором работает автомобиль". Эксперт также отметил, что есть технический осмотр транспорта, который позволяет оценить, готов ли автомобиль к дальнейшей эксплуатации.
У владельцев коммерческого транспорта и сегодня достаточно стимулов для его обновления. "С возрастом эксплуатационные расходы на такие автомобили растут, а доход, извлекаемый с их помощью, уменьшается из-за все более длительных и частых простоев, связанных с ремонтом, - поясняет Максим Гладких-Родионов. - Существует также проблема поиска запасных частей на те автомобили, которые уже сняты с производства. Возрастает риск утраты или повреждения груза, риск ДТП". Таким образом, старый автомобильный парк лишает владельцев части прибыли. И если бы у них была возможность обновить автомобили, они бы это сделали. "Не исключено, что при нынешних экономических условиях и высоких ценах на грузовые автомобили многим перевозчикам будет выгоднее заплатить налог, нежели обновлять автопарк", - полагает Игорь Алексашов.